Украинская Советская Социалистическая республика

Украинская Советская Социалистическая республика
Украинская Советская Социалистическая республика
        Украина. Расположена на юго-западе СССР. Искусство Украины впитало традиции многочисленных художественных культур, сменявшихся на её землях. Становление самобытной культуры украинского народа проходило в сложных исторических условиях. Шесть с лишним веков Украина была объектом захвата и дележа между различными государствами. Искусство служило одним из средств самоутверждения украинского народа в его борьбе за сохранение национальной самостоятельности. Высшие достижения украинского искусства - памятники средневековой архитектуры (в том числе своеобразный вариант архитектуры барокко) и живописи (особенно портрет XVII-XVIII вв.), национальные школы гравюры. В тесном содружестве с русским искусством слагались традиции демократической художественной культуры XIX в., которые помогли мастерам советской Украины сформировать одну из крупнейших школ многонационального советского искусства.         

От эпохи верхнего палеолита на территории Украины сохранились остатки жилищ (круглых и овальных в плане, с шатровым каркасом из жердей, покрытых шкурами животных), костяные и каменные подвески, фигурки людей и животных, от эпохи неолита - остатки полуземлянок с коническим шатром из жердей, лепные керамические сосуды со штампованным или лепным орнаментом, фигурки и рельефные изображения животных. О высоком уровне энеолитического искусства и искусства раннего периода эпохи железа на территории Украины свидетельствуют памятники трипольской, ямной, чернолесской и других культур. Во второй половине VII в. до н. э. - IV в. н. э. на Черноморском побережье Украины развивался местный вариант античного искусства, в сложном взаимодействии с которым протекала эволюция художественного творчества скифов (памятники "звериного стиля"). Основой для формирования средневекового украинского искусства послужила художественная культура древнерусского государства IX-XII вв., где творчески развивались и перерабатывались традиции и опыт византийского искусства (подробнее см. Киевская Русь) и наследие которой сыграло определяющую роль в последующем развитии искусства и зодчества, как и всей социально-политической и культурной жизни Украины         

С конца XIII в. началось интенсивное строительство (главным образом в Галицко-Волынских землях, менее разрушенных монголо-татарским нашествием), в котором главную роль вплоть до XVII в. играло оборонное зодчество. Возводились укреплённые монументальные замки феодальных магнатов, королевских наместников (замки в Белгороде-Днестровском, Каменец-Подольском, Кременце, Луцке, Львове, Мукачеве, Хотине), близ которых возникали также сильно укреплённые городские поселения с собственными центрами (обычно рыночная площадь с ратушей) и живописной застройкой. В городах Западной Украины преобладали узкие улицы с 2-3-этажными деревянными и каменными домами, на Левобережной Украине застройка велась 1-этажными деревянными домами на обширных участках с садами и огородами. В систему укреплений включались монастыри, где целям обороны служили не только стены, но и монастырские храмы (монастырь в Межириче Ровенской области, XV-XVII вв.), соборные церкви и корпуса келий (монастырь в Зимно Волынской области, 1465-95), башни над притворами (монастырь в Подгорянах Тернопольской области, XVI-XVII вв.). Иногда целям обороны служила даже отдельно стоящая церковь (Покровская церковь в Сутковцах). До XV в. основная масса церквей строилась преимущественно по типу 4-столпных, крестово-купольных, 3-апсидных храмов (армянский собор во Львове), были также и 1-нефные или центрические храмы, сочетавшие в оформлении черты древнерусского зодчества с элементами готики (церковь Рождества Христова в Галиче). С XV в. распространились 1-нефные, 3-частные храмы с куполом и без него (Вознесенская церковь в Лужанах Черновицкой области, 1453-55), а также 3-конховые храмы (церковь Николая в Бучаче Тернопольской области, 1610); в это же время возникает тип многоярусной, отдельно стоящей колокольни (колокольня Корнякта во Львове). Католики возводили костёлы, первоначально сугубо готические по облику и конструкциям (кафедральный костёл во Львове), позднее - в духе ренессанса и римского барокко (костёл бернардинцев во Львове, архитекторы П. Римлянин, А. Прихильный). К XVI в. в западных районах Украины сложились важнейшие типы деревянных церквей: приземистые храмы из трёх срубов различной высоты с 2-скатными шатровыми завершениями - "хатного типа" (Волынская область); высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы (Львовская область); "лемковские" церкви с обилием горизонтальных членений (в Прикарпатье). Памятники монументальной живописи XIV-XVI вв. обнаруживают приверженность к древнерусским традициям, но отличаются большей эмоциональностью (фрески церкви святого Онуфрия в Лаврове Львовской области). Отдельные росписи несут в себе черты Проторенессанса и готики (фрески Горянской ротонды в Закарпатской области, 1360-70), украинского народного искусства (росписи деревянной церкви св. Духа в селе Потелич Львовской области, 1620-40-е гг.). Демократизм образного строя, идейно обусловленный обострением освободительной борьбы украинского народа, потребностью в религиозной живописи, близкой и понятной народным массам, проявился в иконописи XV-XVII вв. Уже в ранних украинских иконах на смену строгому иератизму, свойственному искусству Киевской Руси, приходят большая свобода и мягкость. С XVI в. многие образы икон обретали бытовую окраску и подчёркнутую злободневность, усилилось стремление к пышной нарядности, распространились орнаментированные нимбы, узорчатые рамки, фоны с геометрическими или растительными орнаментами, вводились пейзажные изображения. Вместо канонических святых в ряд композиций включались исторические украинские персонажи. Мастера овладевали профессиональными навыками, стремились передать анатомию человеческого тела, использовали элементы линейной перспективы. Стремление к индивидуализации человеческого образа дало толчок к выделению портрета в самостоят, жанр (эпитафиальные, репрезентативные портреты). Большое место в средневековом украинском искусстве заняла книжная миниатюра, первоначально стилистически связанная как с украинским монументальным искусством, ("Поучения Ефрема Сирина", 1392), так и с византийскими образцами. С XVI в. сюжетные композиции в рукописях вытесняются сложным и нарядным орнаментальным оформлением. С началом книгопечатания, большую роль в котором сыграли издания белоруса город Скорины и деятельность на Украине И. Фёдорова, получила развитие гравюра на дереве. Традиции искусства миниатюры сказались в работе типографии Киево-Печерской лавры (основана в 1616), мастера которой (гравёр Илия и другие) особое внимание уделяли местным историческим сюжетам. Религиозная скульптура XIV-XVI вв. отличается цельностью и лаконизмом форм. Особое развитие круглая пластика получила в западных областях Украины (в оформлении фасадов и в интерьерах часовни Боимов и Трёх святителей во Львове). В декоративно- прикладном искусстве XIII - первой половины XVII вв. развивались керамика, бытовая и с XIV в. декоративная (изразцы) резьба по дереву, изготовление художественных изделий из металла (литургическая и бытовая утварь, оружие, сбруя) и ювелирных изделий, литьё.         

После воссоединения Украины с Россией (1654) на Левобережье начался бурный рост городов с прямоугольной (Лебедин, Прилуки), радиально-кольцевыми (Нежин, Путивль, Чугуев), линейной (Сумы) системами планировки. Архитектура приобрела более светский характер, замки сменялись парадными дворцами, монастыри получили более свободную открытую планировку, в культовом зодчестве появились заимствованные из русской архитектуры ярусность и нарядность (Николаевская церковь в Глухове, 1686). В честь казацких побед по всей Левобережной Украине ставились монументальные, крестообразные в плане бесстолпные храмы (Николаевская церковь в Нежине, 1668), а также прямоугольные в плане 6-столпные 3-нефные храмы с центральным удлинённым нефом, открытым в сторону иконостаса (собор Троицкого монастырь в Чернигове). С началом XVIII в. усилились русско-украинские культурные связи (на Украине работали А. В. Квасов, братья В. И. и П. И. Нееловы, И. Ф. Мичурин, В. В. Растрелли, город И. Шедель, украинец И. П. Зарудный с 1701 возглавлял московское строительство). В архитектуре нашёл своеобразное выражение пышно орнаментированный стиль барокко - постройки Киево-Печерской лавры, брама (ворота) Заборовского (архитектор Шедель), Андреевская церковь (архитекторы Растрелли, Мичурин), Кловский (архитекторы В. И. Неелов, С. Д. Ковнир) и Мариинский (архитекторы Растрелли, Квасов) дворцы (все - в Киеве), а со второй половины XVIII в. появились элементы классицизма (постройки И. Г. Григоровича-Барского). Многообразны местные школы деревянной архитектуры конец XVII-XVIII вв. (волынская, галицкая, гуцульская, подольская и др.). Особой монументальностью отличались храмы Приднепровья и Слобожащины (Троицкий собор в Новомосковске, 1773-78, мастер Яким Погребняк). В украинском народном сельском жилище распространены 1-3-камерные хаты из брёвен, досок, глины с соломой, глины с камнем и т. д. Характерные конструктивные особенности - лаконизм и симметричность пространственных композиций. Покрытия соломенные, с большим свесом.         

В монументальной живописи конца XVII в. выделяются росписи деревянных церквей (Воздвиженской и Юрьевской в Дрогобыче), в которых традиционные изображения "страстей христовых" и апостолов ассоциировались с судьбами украинских повстанцев, боровшихся с панской Польшей. В местных иконописных школах нарастали тяготение к барочной экспрессивности поз и жестов (вишенская школа - И. Бродлакович и другие), интерес к пластической моделировке форм, к гармоничной плавности и бытовой детализации повествования (жолковская школа - И. Кондзелевич, И. Руткович и др.). В XVIII в. возросла роль иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, в произведениях которой тенденции барочной декоративности стали ещё более интенсивными. В станковой живописи в конце XVII в. развивались батальный и исторический жанры, в портретах репрезентативность и плоскостный декоративизм соединялись с попытками раскрытия внутреннего мира человека (мастер Самуил). Популярным стал жанр так называемой народной картины, в которой одно из ведущих мест занял образ казака-бандуриста. В графике, почти полностью освободившейся от иконописных схем, распространилась техника гравюры на меди (портреты, панегирические композиции и тезисы - Н. Зубрицкий, А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский). Образы народной художественной культуры нашли выражение в раскрашенных акварелью лубочных эстампах и гравюрах типа шпалер ("кольтринах"). В скульптуре появилось стремление к точности в передаче анатомического строения человеческой фигуры; выдающееся место заняло декоративное оформление иконостасов, стилистическая эволюция которых была тесно связана с архитектурой. В декоративно-прикладном искусстве конца XVII-XVIII вв. выделялись керамика (Косое, Опошня), изделия из стекла (сосуды, украшенные лепными "прекрасами" и росписью, фигурная посуда), резьба по дереву, рогу и кости, художественное шитьё, ковроделие (килимы), декоративное ткачество.         

С конца XVIII - начала XIX вв. при участии русских и украинских мастеров реконструировались города. Широко применялась регулярная планировка, жилые дома возводились по "образцовым" проектам, доминирующую роль стали играть классицистические общественные и торговые сооружения. Получило развитие строительство усадеб. После отмены крепостного права бурно развивалось промышленное строительство, сопровождавшееся нарастанием хаотичности городской застройки, появлением рабочих кварталов, лишённых элементарных удобств. Достижения строительной техники (железобетонные конструкции), новые материалы (гипс, метлахская плитка, майолика) сочетались с образно-композиционными решениями в духе эклектизма и неоклассицизма (П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов). В рамках архитектуры "модерна" в начале XX в. выделилось национально- романтическое течение, переосмыслившее формы народного зодчества (В. Г. Кричевский, И. И. Левинский). В изобразительном искусстве конца XVIII - начала XIX вв. утвердился классицизм, в распространении которого значительную роль сыграла петербургская АХ, где учились и украинские по происхождению мастера (В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, А. П. Лосенка, И. П. Мартос и другие). Строгая нормативность классицизма преодолевалась в портретном жанре (портретисты город А. Васько, К. С. Павлов) с его пристальным вниманием к индивидуальным особенностям моделей (влияние В. А. Тропинина, работавшего на Укркине в 1804-21). Основы украинского романтико- реалистического пейзажа заложили живописцы А. М. Кунавин, И. М. Сошенко, В. И. Штернберг. Великий украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко, творчески переосмыслив приёмы романтизма, создал в своих жанровых композициях, портретах, пейзажах первые и наиболее совершенные образцы критического реализма в украинском искусстве XIX в. По пути Шевченко последовали живописцы Л. М. Жемчужников, И. И. Соколов, К. А. Трутовский, а также мастера второй половины XIX - начала XX вв., идейно и творчески связанные с русскими передвижниками. Жанровые полотна создавали К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, П. А. Нилус, Н. К. Пимоненко, к национально-исторической тематике обращались С. И. Васильковский и др., образные средства портрета обогащались в живописи и графике П. Г. Волокидина, М. И. Жука, А. А. Мурашко и др. Ведущим мастером украинской батальной живописи и графики был Н. С. Самокиш. Пейзаж XIX в. прошёл путь от романтизированных произведений Васильковского, В. Д. Орловского к композициям близкого мастерам барбизонской школы И. П. Похитонова, творчеству Н. Г. Бурачека и С. И. Светославского, впитавшему отдельные достижения импрессионизма. В живописи Западной Украины начала XX в. реалистические принципы развивали А. X. Новаковский, И. И. Труш и др. Скульпторы второй половины XIX в. обращались к образам выдающихся деятелей прошлого (работы Л. В. Позена, Ф. П. Балавенского), к сценам крестьянской жизни, передавая их живо и достоверно. В графике выдвинулись П. Д. Мартынович и А. Г. Сластион. В связи с подъёмом революционного движения и появлением сатирических журналов "Звон", "Комар", "Шершень" (1905-06) интенсивно развивалась политическая карикатура (И. М. Бурячок, Ф. С. Красицкий, В. В. Резниченко и др.). Национально-романтическая тематика была характерна для творчества И. С. Ижакевича, Е. Л. Кульчицкой, А. И. Монастырского. В XIX - начале XX вв. получили широкое распространение многочисленные традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, керамика, килимарство, вышивка, набойка, "писанкарство" - художественная раскраска пасхальных яиц, и др.). Особого расцвета достигла декоративная роспись (наличники, ставни, интерьеры хат, мебель).         

Октябрьская революция 1917 коренным образом изменила условия развития украинской художественной культуры. Создание суверенного Украинского советского государства, рост его экономического могущества, утверждение социалистических отношений, интенсивное развитие всех областей народно-хозяйственной и духовной жизни советского общества, взаимообогащение художественных культур братских народов благотворно сказались на развитии украинской архитектуры и изобразительного искусства, обеспечивая их поступательный рост и неуклонный подъём. В 20-30-х гг. интенсивно реконструировались города по заранее разработанным планам, были выдвинуты прогрессивные предложения по планировке жилых кварталов, типизации сооружений, развёрнуто строительство школ, клубов, дворцов культуры, больниц и поликлиник. В архитектуре использовались формы народного зодчества (посёлок Харьковского тракторного завода, 1924, архитектор В. К. Троценко), украинского барокко (сельскохозяйственная академия в Киеве, 1923-30, архитектор Д. М. Дьяченко), классицизма (здания Совета Министров УССР, 1934-39, архитекторы И. А. Фомин, П. В. Абросимов, и Верховного Совета УССР, 1936-39, архитектор В. И. Заболотный, - оба в Киеве). В Харькове был создан ансамбль площади Дзержинского (1925-35, архитектор С. С. Серафимов и др.), застроенный зданиями в стиле конструктивизма. Невиданный размах приобрело промышленное строительство, примечательным образцом которого стал комплекс Днепрогэса имени В. И. Ленина (1927-32, архитекторы братья Веснины, Г. М. Орлов, Н. Д. Колли, С. Г. Андриевский, инженер И. Г. Александров и др.). После Великой Отечественной войны 1941-45 проведена большая работа по восстановлению разрушенных городов (Севастополь, Тернополь, улица Крещатик в Киеве); со второй половины 50-60-х гг. украинские архитекторы широко использовали типовые проекты, а с 70-х гг. - типовые блоксекции и конструкции сборного домостроения. Созданы также проекты планировки городов-заповедников (Луцка, Каменец-Подольского и др.) с выделением охранных зон для памятников архитектуры. В жилых районах крупных городов создаются многообразные пространственные композиции застройки, которые обогащаются сочетанием зданий разной этажности и усилением пластической выразительности объёмов: массивы Русановка (1965-72, архитекторы В. Е. Ладный, Г. С. Кульчицкий), Березняки (1971, архитекторы С. Б. Шпильт, В. М. Гречина и др.), Оболонь (1980-е гг., Г. С. Кульчицкий, З. Г. Хлебников и др.) - все в Киеве; "Победа" в Днепропетровске (1982, архитекторы Н. П. Розанов, О. Г. Хавкин, Е. Б. Яницкий). Функциональная чёткость планировки, лаконизм форм, применение монументально-декоративных композиций (мозаичные панно, майолика и т. д.) характерны для общественных сооружений 60-80-х гг.: гостиница "Тарасова гора" в Каневе (1961, архитекторы Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок), киноконцертный зал "Украина" в Харькове (1963, архитектор В. С. Васильев и др.), Дворец культуры "Украина" в Киеве (1970, архитекторы Е. А. Маринченко, И. Г. Вайнер, П. Н. Жилицкий), аэровокзал в Борисполе (1966, архитектор А. В. Добровольский и др.), оперный театр в Днепропетровске (1974, архитектор Б. П. Жежерин). Ещё большие масштабы получают промышленное и сельское строительство.         

В первые годы Советской власти на Украине сложилось агитационно-массовое искусство (плакат, "окна" УкРОСТА и ЮгРОСТА, оформление агитационных поездов и пароходов). Ленинский план монументальной пропаганды стимулировал создание обобщённо-героических образов в монументальной скульптуре (М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе). Художники-монументалисты (М. Л. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр) стремились переосмыслить опыт древнерусских и итальянских ренессансных мастеров фресковой живописи, но нередко впадали в схематическую отвлечённость образов. Живописцы 20-х гг. (Самокиш, Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко) запечатлевали в своих произведениях драматические события революции и Гражданской войны 1918-20, характерные приметы советской действительности, черты нового человека. С 20-х гг. интенсивно развивались и театрально-декорационное искусство (М. И. Драк, В. Г. Меллер), книжная (Г. И. Нарбут) и станковая (В. X. Заузе, В. И. Касиян) графика, плакат (А. И. Страхов). В художественной жизни этих лет важную роль сыграли объединения АХЧУ (Ассоциация художников Красной (Червоной) Украины) и АРМУ (Ассоциация революционного искусства (мистецтва) Украины). Эволюция украинского изобразительного искусства в 30-х гг. проходила под знаком острой борьбы с формалистическими тенденциями, за углубление гражданского содержания произведений, овладение методом социалистического реализма. Ведущее место заняла тематическая картина (К. Д. Трохименко, В. Н. Костецкий), жизнеутверждающие настроения усилились в портрете, пейзаже, графике и скульптуре. После воссоединения западных земель, Северной Буковины и Закарпатья с Советской Украиной передовые западно-украинские художники (И. И. Бокшай, Кульчицкая, Манастырский, А. М. Эрдели) влились в отряд деятелей украинского советского искусства. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 украинские художники активно работали на фронтах и в тылу, создавая боевые плакаты (Касиян, В. Г. Литвиненко и др.) агитокна, скульптурные (Г. Л. Петрашевич) и живописные (Шовкуненко) портреты героев войны, линогравюры (А. С. Пащенко), офорты (М. Г. Дерегус).         

В живописи 50-70-х гг. ведущее место заняли темы героической борьбы советского народа в годы войны (В. Г. Пузырьков и др.), историко-революционные и исторические сюжеты (М. М. Божий, А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. А. Чеканюк, В. В. Шаталин). Портрет (Божий, А. А. Коцка, Шовкуненко), пейзажи (Н. П. Глущенко, А. М. Кашшай, С. Ф. Шишко) обнаруживают тенденцию к программности, тематичности, ассоциативности. В 70-80-х гг. ведущее место занимает сюжетно-тематическая картина, в которой развёрнутая повествовательность всё чаще уступает место подчёркнутой выразительности композиции и деталей, гармоничному колориту (произведения Г. М. Глюка, Т. Н. Яблонской). Широта проблематики отличает украинскую скульптуру этого периода (работы В. З. Бородая, А. А. Ковалёва, А. П. Олейника, М. К. Вронского, Д. П. Крвавича, В. И. Знобы и др.). Плодотворно развивается театрально-декорационное искусство, где успешно выступили П. А. Злочевский, Д. Д. Лидер, Е. Н. Лысик, Ф. Ф. Нирод и др. Широким тематическиим жанровым и эмоциональным диапазоном отличается современная украинская графика (работы А. Д. Базилевича, город В. Якутовича и др.). Успехи искусства плаката связаны с именами Т. А. Лящука, О. К Терентьева, Е. В. Саренко, Ф. Т. Глущук и др. Заметно возросла роль монументально-декоративной живописи, открывающей многообразные пути синтеза с архитектурой (С. А. Кириченко, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук и др.).         

В 20-х гг. получил дальнейшее развитие самобытный жанр народной станковой живописи и графики, генетически связанный с изготовлением орнаментальных композиций на бумаге, ткани, дереве и папье-маше; декоративно-экспрессивные композиции созданы мастерами Т. А. Пата, М. А. Примаченко. Г. Ф. Собачко-Шостак, Е. В. Белокур. В 20-50-х гг. среди многочисленных видов декоративно- прикладного искусства особое место занимали резьба по дереву (П. П. Верна, Я. Р. Халабудный), керамика (И. Т. Гончар, Е. С. Железняк), инкрустация из соломы (А. Ф. Саенко), ткачество и килимарство (П. И. Василенко, Н. Ю. Вовк, город И. Верес). Развивались также набойка, вышивка и другие народные промыслы (керамика в Косове, Опошне, художественное стекло во Львове). В 60-80-х гг. традиции народной художественной культуры, переосмысляемые в связи с новыми условиями городского и сельского быта, продолжают служить основным стилистическим источником украинского декоративно-прикладного искусства.         

СА УССР основан в 1933, СХ УССР - в 1938.



Замок в Хотине. 13 - 16 вв.
Замок в Хотине. 13 - 16 вв.



П. Римлянин. Капелла Кампианов во Львове. 1609 - 1629.
П. Римлянин. Капелла Кампианов во Львове. 1609 - 1629.



Ильинская церковь в Субботове Черкасской области. 1653.
Ильинская церковь в Субботове Черкасской области. 1653.




"Волынская богоматерь". Икона из Покровской церкви в Луцке. 14 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.



Фрагмент фрески
Фрагмент фрески "Успение богоматери" в церкви св. Духа в с. Потелыч. 1620 - 40-е гг.



Мастер Федуско из Самбора. Икона
Мастер Федуско из Самбора. Икона "Благовещение". 1579. Харьковский художественный музей.



Троицкий собор Троицкого монастыря в Чернигове. 1670 - 1689.
Троицкий собор Троицкого монастыря в Чернигове. 1670 - 1689.



Г. Шедель. Брама (ворота) Заборовского в ансамбле Софийского собора в Киеве. 1746 - 1748.
Г. Шедель. Брама (ворота) Заборовского в ансамбле Софийского собора в Киеве. 1746 - 1748.



Церковь св. Николая из с. Кривки Львовской области. 1763. Ныне в Музее народной архитектуры и быта. Львов.
Церковь св. Николая из с. Кривки Львовской области. 1763. Ныне в Музее народной архитектуры и быта. Львов.




"Казак-бандурист". Начало 19 в. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.



Мастер Самуил. Портрет Д. И. Долгорукова. 1769. Музей украинского изобразительного искусстваУССР. Киев.
Мастер Самуил. Портрет Д. И. Долгорукова. 1769. Музей украинского изобразительного искусстваУССР. Киев.



Керамика с. Опошня. 19 - 20 вв.
Керамика с. Опошня. 19 - 20 вв.



В. Д. Орловский.
В. Д. Орловский. "Хаты в летний день". 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусстваУССР. Киев.



И. И. и Л. Левинские, А. О. Лупщинский, Т. Обминский. Здание страхового общества
И. И. и Л. Левинские, А. О. Лупщинский, Т. Обминский. Здание страхового общества "Днестр" во Львове. 1905.



Архитекторы В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, А. В. Реусов. Киноконцертный зал
Архитекторы В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, А. В. Реусов. Киноконцертный зал "Украина" в Харькове. 1963.



Здание Театра музыкальной комедии в Одессе. 1980-е гг.
Здание Театра музыкальной комедии в Одессе. 1980-е гг.



М. М. Божий.
М. М. Божий. "Думы мои, думы?" 1959 - 1960. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.



М. А. Примаченнко.
М. А. Примаченнко. "Пава". Гуашь. 1936. Музей украинског народного декоративного искусства УССР. Киев.

Литература: ИСиНМ. т. 4, М., 1978; ВИА. т. 6, 12 (книга 1), М., 1968-75; ИИН СССР, т. 1-9 (книга 1), М., 1971-82; Iстopiя украпнського мистецтва. т. 1-6, Кипв. 1966-70; Логвин город Н., Украина и Молдавия, М., 1982; Памятники градостроительства и архитектуры УССР, т 1-2, - К., 1983-85.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Украинская Советская Социалистическая республика" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»