- Туркменская Советская Социалистическая республика
- Туркменская Советская Социалистическая республика
Туркменистан, Туркмения. В составе СССР. Расположена на юго-западе Средней Азии. На территории Туркмении открыты поздненеолитические (6-5-е тысячелетие до н. э.) поселения (Песседжик-Тепе, древнейшие настенные росписи с динамично трактованными сценами охоты; Джейтун). В 5-м тысячелетии до н. э. появились зачаточные формы ваяния (грубые лепные статуэтки), лепные сосуды с красно-коричнево-чёрным струйчатым и скобчатым орнаментом (Джейтун). В энеолитических поселениях (4-3-е тысячелетие до н. э., Кара-Тепе, Геоксюр) преобладали многокомнатные многосемейные сырцовые дома, иногда расписанные внутри красно-чёрным геометрическим орнаментом (Анау I). В эпоху бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.) появились огромные протогородские поселения (Намазга-Тепе, Алтын-Тепе). В эпохи энеолита и бронзы на юге Туркмении была распространена мелкая терракотовая пластика (преимущественно женские фигурки, связанные с местными племенными верованиями), стилистически близкая древневосточной; керамика с геометрическими и схематизированными зооморфными мотивами. В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. возникли города из цитаделей (Эрк-Кала в Мерве), обраставших затем городской застройкой. В VI-IV вв. до н. э. города были обнесены мощными крепостными стенами (Кюзели-гыр). Некоторые произведения этого времени свидетельствуют о влиянии искусства ахеменидского Ирана (золотая серьга из Геок-Тепе, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад). В конце IV-первой половине III вв. до н. э. на юге Туркмении сложился локальный вариант восточно- эллинистической культуры (см. Парфия, Маргиана); искусство северных районов развивалось в русле художественной культуры Хорезма. Для раннефеодальной культуры (V-VII вв.) характерны многочисленные сырцовые укреплённые усадьбы, 2-этажные кёшки на искусственной платформе и с "гофрированными" стенами (Кыз-Кала в Мерве), замкнутые по периметру жилые дома с внутренними дворами; известны остатки христианской церкви и монастыря (Мерв); об изобразительном искусстве некоторое представление дают изображения на костехранилищах - оссуариях, очевидно, воспроизводящих формы погребальной архитектуры, и на керамической вазе из Мерва. Период развитого средневековья (особенно XI-XII вв.) отмечен высоким расцветом феодальной культуры. В хорошо укреплённых городах с типичной стихийной застройкой разрастались рабады с караван-сараями, мусульманскими культовыми комплексами, жилыми кварталами (Султан-Капа в Мерве, Мешеди-Мисриан, Шах-сенем в Хорезме). Строили из сырца, пахсы, жжёного кирпича, разрабатывали сводчато-купольные конструкции; в архитектурном декоре применяли узорную кирпичную кладку, резной стук, орнаментальные росписи, с XII в. - поливные облицовочные кирпичи и плитки. Для архитектуры дворцов и караван-сараев характерны дворовые айванные композиции (дворец в Мерве, Даяхатын); хорезмские караван-сараи, круглые в плане, имели в центре двора цистерну для воды. В культовом зодчестве были выработаны местные типы - пятничной мечети, круглоствольного минарета с узорной кирпичной кладкой, загородной мечети - "намазга", центрально- и портально-купольных мавзолеев (Султана Санджара мавзолей; Абуль-Фазла в Серахсе), круглых и 8-гранных в плане, с пирамидальным или коническим куполом (в Ургенче). В архитектуре XIV в. усложнились объемно- пространственные композиции, выделился парадный вход-пешгак; архитектурный декор обогатился резными наборными керамическими мозаиками (мавзолей династии Суфи в Ургенче). Архитектура XV в. в основном была провинциальным отголоском зодчества державы Тимуридов; исключения составляют мечеть в Аннау близ Ашхабада и 2-портальное здание в Мерве. Памятники XVI - начала XX вв. демонстрируют снижение качества строительной техники и повторяют традиционные типы. Народное жилище оседлого населения - преимущественно пахсовые плоскокровельные 2-3-комнатные дома с лёгким колонным айваном на фасаде и двором. Богатые усадьбы текинцев и полуоседлых иомудов строились в виде небольших крепостей. Жилище кочевых племён - юрта, покрытая войлоком и стянутая узорными ткаными полосами. Из художественных ремёсел широкое распространение получила неполивная и поливная (с VIII в.) керамика, с XII в. - тонкостенные сосуды из высококремнезёмистой массы - "кашина", с изящным гравированным или ажурным прорезным узором (встречаются изделия иранского типа, например с росписью люстром). Орнаментация штампов, керамики и художественных изделий из металла XII-XIII вв. близка иранской. Из письменных источников известно о развитии ткачества и ковроделия. XIV в. отмечен новым расцветом архитектуры (резные мозаики) и бытовой керамики, которая в XV в. испытала влияние дальневосточного фарфора. В позднефеодальный период в среде туркменских племён было высоко развито древнее искусство ковроделия, в котором народное представление о красоте гармонично соединялось с функциональностью и смысловым назначением. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. В родоплеменных знаках - гелях (8-4-угольные медальоны с 2-4-кратными повторами геометрических, растительных и зооморфных мотивов) и других племенных отличиях коврового орнамента отразился процесс тюркизации населения Туркмении в период средневековья. Туркменский ковёр в целом отличается строгим, графически чётким геометризованным рисунком и господствующим красно-коричневым глубоким цветом фона. С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление крупноузорных войлочных ковров - кошм. Народная туркменская вышивка обычно имеет вид мелкоузорной многополосной каймы с геометризованными мотивами и оформляет детали национального костюма, неотъемлемой частью которого являются также ювелирные украшения (масса серебра соединена с мягкосветящимися зёрнами сердолика или горящими глазками цветного стекла в центре гравированных или штампованных крупных пальметт (иногда с золочением и чернью) и завершена "бахромой" или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет). После присоединения Туркмении к России (1860-80-е гг.) возникли новые города (Красноводск, Асхабад, Чарджуй и др.) преимущественно с одноэтажной сырцовой застройкой по регулярному плану. Архитектура дореволюционной Туркмении была провинциальным вариантом русского зодчества второй половины XIX в. С конца 70-х гг. в Туркмению стали приезжать русские художники (Н. Н. Каразин и др.), в 80-90-х гг. развивалось творчество первого профессионального туркменского художника-передвижника Назара Иомудского. В начале XX в. в Туркмении работал русский художник К. С. Мишин, с 1915 - А. П Владычук, Р. М. Мазель, М. В. Либаков.
Коренной перелом в развитии искусства Туркмении произошёл после Октябрьской революции 1917 и образования сначала Туркестанской АССР (1918), а в 1924 - Туркменской ССР. Главным фактором градостроительства Советской Туркмении стало развитие промышленности. В 30-40-х гг. архитекторы "Туркменгоспроекта" и др. разрабатывали генеральные планы городов и посёлков и типы жилых домов, отвечающие природным условиям Туркмении; в архитектуре широко использовались элементы русского классицизма и формы средне-азиатского зодчества. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ускоренными темпами велось промышленное и жилое строительство. После землетрясения 1948 (разрушен Ашхабад и окрестные посёлки) были разработаны новые проекты сейсмостойких зданий, внесены поправки в проектирование городской застройки (объединение предприятий в промышленные районы, расширение городских артерий, создание системы площадей, зелёных эспланад, ансамблей административных и общественных зданий). Отдельные сооружения первой половины 50-х гг. показывают творческое использование наследия русского и туркменского зодчества (ансамбль АН Туркменской ССР в Ашхабаде, архитектор Л. К. Ратинов и др.). Со второй половины 50-х гг. начался переход к индустриальным методам строительства. В генеральных планах 60-х гг. (Ашхабад, Красноводск, Мары, Чарджоу) проявилось стремление к созданию современных, художественно выразительных композиций. Архитектура 60-80-х гг. отмечена тенденциями к функциональной целесообразности планировки и оформления зданий, к синтезу с монументально-декоративным искусством, к органичной связи архитектурных форм с ландшафтом (площадь Карла Маркса в Ашхабаде).
Становление советского изобразительного искусства Туркмении связано с творчеством Р. М. Мазеля и А. П. Владычука, по инициативе которых в 1920 в Ашхабаде была организована "Ударная школа искусств Востока". В 20-х гг. искусство Туркмении развивалось под знаком поисков национального стиля. В живописи закладывались основы социально-тематической картины, портрета-типа (Б. Нурали, С. Н. Бегляров). Активную роль в общественно-политической жизни Туркмении играла графика (плакаты, карикатуры; Р. В. Гершаник, В. Я. Демиденков, Н. И. Костенко, М. П. Федура и др.). Был создан один из первых советских монументов в Средней Азии - памятник В. И. Ленину в Ашхабаде (1927, архитектор А. А. Карелин, скульптор Е. Р. Трипольская, керамист Н. И. Назаров). В 30-х гг. главной задачей туркменских художников стало отражение конкретного содержания жизни на основе метода социалистического реализма (Бегляров, Нурали, И. И. Черинько, город Ф. Бабиков, Ю. П. Данешвар). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ведущим стало агитационное искусство ("Окна ТуркменТАГа"). В послевоенные годы дальнейшее развитие в живописи Туркмении получили тематическая и бытовая картина (Е. М. Адамова), портрет, пейзаж. Искусству Туркмении 50-60-х гг. свойственно стремление к глубокой оценке событий современности, к отражению особенностей общественного развития Туркмении (И. Клычев, Г. Я. Брусенцов, А. Хаджиев, А. Кулиев, А. Т. Щетинин). 60-80-е гг. знаменательны сложением и развитием национальной художественной школы Туркмении на основе объединения художественных сил республики, овладения методом социалисти- ческого реализма, творческого освоения национального наследия. Художники ищут темы высокого гражданственного содержания, композиции отличаются чёткостью, ясностью ритмов, остротой линии, пластической выразительностью яркой цветовой гаммы (Клычев, А. и Ч. Амангельдыевы, С. Г. Бабиков, М. Мамедов, Д. Байрамов). Развиваются театрально-декорационная живопись (Е. Л. Кордыш, Ш. Акмухамедов, Я. К. Аннануров), монументально-декоративное искусство (Д. Джумадурды, К. Ярмамедов). Народное и декоративно-прикладное искусство Туркмении в советское время получает дальнейшее развитие: безворсовое ковроткачество, изготовление узорных кошм и тканей, изделий из кожи, вязание, вышивка, ювелирное дело. Наряду с возрождением классических типов орнаментальных ворсовых ковров ткутся портретные и сюжетно- тематические ковры.
СА Туркменской ССР основан в 1936, СХ Туркменской ССР - в 1939.
Женские статуэтки из Кара-Тепе. 3-е тысячелетие до н.э. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция АН Туркменской ССР. Ашхабад.
Сосуд из Ак-Тепе. Керамика, роспись. 2-е тысячелетие до н.э. Музей истории Туркменской ССР. Ашхабад.
Кёшк Кыз-Кала Большая в Мевре. 7 в.
Мавзолей династии Суфи ("Тюрабек-ханым") в Куня-Ургенче. 60-е гг. 14 в.
Мечеть в Аннау. 1456. Пештак. Вид до землетрясения 1948.
С. Н. Бегляров. "Туркменки". 1929. Музей искусства народов Востока. Москва.
Текинский праздничный женский халат-накидка - чырпы. Вышивка шёлком. 20 в.
Л. К. Ратинов, Ю. В. Жилинский, А. В. Бочаров. Ансамбль зданий АН Туркменской ССР в Ашхабаде. 1952 - 1954.
Школа в посёлке Фирюза Ашхабадского района. 1981. "Туркменгоспроект".
Текинский ворсовый ковёр. 19 - начало 20 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.
Чары Амангельдыев. "Шукур Бахши". 1972. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.
Нагрудные украшения для женского костюма. Серебро, цветное стекло. Гравировка. Конец 19 - начало 20 вв.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1-9, М., 1971-84; Пугаченкова город А., Искусство Туркменистана, М., 1967; (Саурова город И.), Искусство Туркменской ССР. (Альбом), Л., 1972; Архитектура Советского Туркменистана, М., 1972; М. Н. Халаминская, Живопись Туркмении. (Альбом), М., 1974; Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.