Туркменская Советская Социалистическая республика

Туркменская Советская Социалистическая республика
Туркменская Советская Социалистическая республика
        Туркменистан, Туркмения. В составе СССР. Расположена на юго-западе Средней Азии. На территории Туркмении открыты поздненеолитические (6-5-е тысячелетие до н. э.) поселения (Песседжик-Тепе, древнейшие настенные росписи с динамично трактованными сценами охоты; Джейтун). В 5-м тысячелетии до н. э. появились зачаточные формы ваяния (грубые лепные статуэтки), лепные сосуды с красно-коричнево-чёрным струйчатым и скобчатым орнаментом (Джейтун). В энеолитических поселениях (4-3-е тысячелетие до н. э., Кара-Тепе, Геоксюр) преобладали многокомнатные многосемейные сырцовые дома, иногда расписанные внутри красно-чёрным геометрическим орнаментом (Анау I). В эпоху бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.) появились огромные протогородские поселения (Намазга-Тепе, Алтын-Тепе). В эпохи энеолита и бронзы на юге Туркмении была распространена мелкая терракотовая пластика (преимущественно женские фигурки, связанные с местными племенными верованиями), стилистически близкая древневосточной; керамика с геометрическими и схематизированными зооморфными мотивами. В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. возникли города из цитаделей (Эрк-Кала в Мерве), обраставших затем городской застройкой. В VI-IV вв. до н. э. города были обнесены мощными крепостными стенами (Кюзели-гыр). Некоторые произведения этого времени свидетельствуют о влиянии искусства ахеменидского Ирана (золотая серьга из Геок-Тепе, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад). В конце IV-первой половине III вв. до н. э. на юге Туркмении сложился локальный вариант восточно- эллинистической культуры (см. Парфия, Маргиана); искусство северных районов развивалось в русле художественной культуры Хорезма. Для раннефеодальной культуры (V-VII вв.) характерны многочисленные сырцовые укреплённые усадьбы, 2-этажные кёшки на искусственной платформе и с "гофрированными" стенами (Кыз-Кала в Мерве), замкнутые по периметру жилые дома с внутренними дворами; известны остатки христианской церкви и монастыря (Мерв); об изобразительном искусстве некоторое представление дают изображения на костехранилищах - оссуариях, очевидно, воспроизводящих формы погребальной архитектуры, и на керамической вазе из Мерва. Период развитого средневековья (особенно XI-XII вв.) отмечен высоким расцветом феодальной культуры. В хорошо укреплённых городах с типичной стихийной застройкой разрастались рабады с караван-сараями, мусульманскими культовыми комплексами, жилыми кварталами (Султан-Капа в Мерве, Мешеди-Мисриан, Шах-сенем в Хорезме). Строили из сырца, пахсы, жжёного кирпича, разрабатывали сводчато-купольные конструкции; в архитектурном декоре применяли узорную кирпичную кладку, резной стук, орнаментальные росписи, с XII в. - поливные облицовочные кирпичи и плитки. Для архитектуры дворцов и караван-сараев характерны дворовые айванные композиции (дворец в Мерве, Даяхатын); хорезмские караван-сараи, круглые в плане, имели в центре двора цистерну для воды. В культовом зодчестве были выработаны местные типы - пятничной мечети, круглоствольного минарета с узорной кирпичной кладкой, загородной мечети - "намазга", центрально- и портально-купольных мавзолеев (Султана Санджара мавзолей; Абуль-Фазла в Серахсе), круглых и 8-гранных в плане, с пирамидальным или коническим куполом (в Ургенче). В архитектуре XIV в. усложнились объемно- пространственные композиции, выделился парадный вход-пешгак; архитектурный декор обогатился резными наборными керамическими мозаиками (мавзолей династии Суфи в Ургенче). Архитектура XV в. в основном была провинциальным отголоском зодчества державы Тимуридов; исключения составляют мечеть в Аннау близ Ашхабада и 2-портальное здание в Мерве. Памятники XVI - начала XX вв. демонстрируют снижение качества строительной техники и повторяют традиционные типы. Народное жилище оседлого населения - преимущественно пахсовые плоскокровельные 2-3-комнатные дома с лёгким колонным айваном на фасаде и двором. Богатые усадьбы текинцев и полуоседлых иомудов строились в виде небольших крепостей. Жилище кочевых племён - юрта, покрытая войлоком и стянутая узорными ткаными полосами. Из художественных ремёсел широкое распространение получила неполивная и поливная (с VIII в.) керамика, с XII в. - тонкостенные сосуды из высококремнезёмистой массы - "кашина", с изящным гравированным или ажурным прорезным узором (встречаются изделия иранского типа, например с росписью люстром). Орнаментация штампов, керамики и художественных изделий из металла XII-XIII вв. близка иранской. Из письменных источников известно о развитии ткачества и ковроделия. XIV в. отмечен новым расцветом архитектуры (резные мозаики) и бытовой керамики, которая в XV в. испытала влияние дальневосточного фарфора. В позднефеодальный период в среде туркменских племён было высоко развито древнее искусство ковроделия, в котором народное представление о красоте гармонично соединялось с функциональностью и смысловым назначением. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. В родоплеменных знаках - гелях (8-4-угольные медальоны с 2-4-кратными повторами геометрических, растительных и зооморфных мотивов) и других племенных отличиях коврового орнамента отразился процесс тюркизации населения Туркмении в период средневековья. Туркменский ковёр в целом отличается строгим, графически чётким геометризованным рисунком и господствующим красно-коричневым глубоким цветом фона. С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление крупноузорных войлочных ковров - кошм. Народная туркменская вышивка обычно имеет вид мелкоузорной многополосной каймы с геометризованными мотивами и оформляет детали национального костюма, неотъемлемой частью которого являются также ювелирные украшения (масса серебра соединена с мягкосветящимися зёрнами сердолика или горящими глазками цветного стекла в центре гравированных или штампованных крупных пальметт (иногда с золочением и чернью) и завершена "бахромой" или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет). После присоединения Туркмении к России (1860-80-е гг.) возникли новые города (Красноводск, Асхабад, Чарджуй и др.) преимущественно с одноэтажной сырцовой застройкой по регулярному плану. Архитектура дореволюционной Туркмении была провинциальным вариантом русского зодчества второй половины XIX в. С конца 70-х гг. в Туркмению стали приезжать русские художники (Н. Н. Каразин и др.), в 80-90-х гг. развивалось творчество первого профессионального туркменского художника-передвижника Назара Иомудского. В начале XX в. в Туркмении работал русский художник К. С. Мишин, с 1915 - А. П Владычук, Р. М. Мазель, М. В. Либаков.         

Коренной перелом в развитии искусства Туркмении произошёл после Октябрьской революции 1917 и образования сначала Туркестанской АССР (1918), а в 1924 - Туркменской ССР. Главным фактором градостроительства Советской Туркмении стало развитие промышленности. В 30-40-х гг. архитекторы "Туркменгоспроекта" и др. разрабатывали генеральные планы городов и посёлков и типы жилых домов, отвечающие природным условиям Туркмении; в архитектуре широко использовались элементы русского классицизма и формы средне-азиатского зодчества. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ускоренными темпами велось промышленное и жилое строительство. После землетрясения 1948 (разрушен Ашхабад и окрестные посёлки) были разработаны новые проекты сейсмостойких зданий, внесены поправки в проектирование городской застройки (объединение предприятий в промышленные районы, расширение городских артерий, создание системы площадей, зелёных эспланад, ансамблей административных и общественных зданий). Отдельные сооружения первой половины 50-х гг. показывают творческое использование наследия русского и туркменского зодчества (ансамбль АН Туркменской ССР в Ашхабаде, архитектор Л. К. Ратинов и др.). Со второй половины 50-х гг. начался переход к индустриальным методам строительства. В генеральных планах 60-х гг. (Ашхабад, Красноводск, Мары, Чарджоу) проявилось стремление к созданию современных, художественно выразительных композиций. Архитектура 60-80-х гг. отмечена тенденциями к функциональной целесообразности планировки и оформления зданий, к синтезу с монументально-декоративным искусством, к органичной связи архитектурных форм с ландшафтом (площадь Карла Маркса в Ашхабаде).         

Становление советского изобразительного искусства Туркмении связано с творчеством Р. М. Мазеля и А. П. Владычука, по инициативе которых в 1920 в Ашхабаде была организована "Ударная школа искусств Востока". В 20-х гг. искусство Туркмении развивалось под знаком поисков национального стиля. В живописи закладывались основы социально-тематической картины, портрета-типа (Б. Нурали, С. Н. Бегляров). Активную роль в общественно-политической жизни Туркмении играла графика (плакаты, карикатуры; Р. В. Гершаник, В. Я. Демиденков, Н. И. Костенко, М. П. Федура и др.). Был создан один из первых советских монументов в Средней Азии - памятник В. И. Ленину в Ашхабаде (1927, архитектор А. А. Карелин, скульптор Е. Р. Трипольская, керамист Н. И. Назаров). В 30-х гг. главной задачей туркменских художников стало отражение конкретного содержания жизни на основе метода социалистического реализма (Бегляров, Нурали, И. И. Черинько, город Ф. Бабиков, Ю. П. Данешвар). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ведущим стало агитационное искусство ("Окна ТуркменТАГа"). В послевоенные годы дальнейшее развитие в живописи Туркмении получили тематическая и бытовая картина (Е. М. Адамова), портрет, пейзаж. Искусству Туркмении 50-60-х гг. свойственно стремление к глубокой оценке событий современности, к отражению особенностей общественного развития Туркмении (И. Клычев, Г. Я. Брусенцов, А. Хаджиев, А. Кулиев, А. Т. Щетинин). 60-80-е гг. знаменательны сложением и развитием национальной художественной школы Туркмении на основе объединения художественных сил республики, овладения методом социалисти- ческого реализма, творческого освоения национального наследия. Художники ищут темы высокого гражданственного содержания, композиции отличаются чёткостью, ясностью ритмов, остротой линии, пластической выразительностью яркой цветовой гаммы (Клычев, А. и Ч. Амангельдыевы, С. Г. Бабиков, М. Мамедов, Д. Байрамов). Развиваются театрально-декорационная живопись (Е. Л. Кордыш, Ш. Акмухамедов, Я. К. Аннануров), монументально-декоративное искусство (Д. Джумадурды, К. Ярмамедов). Народное и декоративно-прикладное искусство Туркмении в советское время получает дальнейшее развитие: безворсовое ковроткачество, изготовление узорных кошм и тканей, изделий из кожи, вязание, вышивка, ювелирное дело. Наряду с возрождением классических типов орнаментальных ворсовых ковров ткутся портретные и сюжетно- тематические ковры.         

СА Туркменской ССР основан в 1936, СХ Туркменской ССР - в 1939.



Женские статуэтки из Кара-Тепе. 3-е тысячелетие до н.э. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция АН Туркменской ССР. Ашхабад.
Женские статуэтки из Кара-Тепе. 3-е тысячелетие до н.э. Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция АН Туркменской ССР. Ашхабад.



Сосуд из Ак-Тепе. Керамика, роспись. 2-е тысячелетие до н.э. Музей истории Туркменской ССР. Ашхабад.
Сосуд из Ак-Тепе. Керамика, роспись. 2-е тысячелетие до н.э. Музей истории Туркменской ССР. Ашхабад.



Кёшк Кыз-Кала Большая в Мевре. 7 в.
Кёшк Кыз-Кала Большая в Мевре. 7 в.



Мавзолей династии Суфи (
Мавзолей династии Суфи ("Тюрабек-ханым") в Куня-Ургенче. 60-е гг. 14 в.



Мечеть в Аннау. 1456. Пештак. Вид до землетрясения 1948.
Мечеть в Аннау. 1456. Пештак. Вид до землетрясения 1948.



С. Н. Бегляров.
С. Н. Бегляров. "Туркменки". 1929. Музей искусства народов Востока. Москва.



Текинский праздничный женский халат-накидка - чырпы. Вышивка шёлком. 20 в.
Текинский праздничный женский халат-накидка - чырпы. Вышивка шёлком. 20 в.



Л. К. Ратинов, Ю. В. Жилинский, А. В. Бочаров. Ансамбль зданий АН Туркменской ССР в Ашхабаде. 1952 - 1954.
Л. К. Ратинов, Ю. В. Жилинский, А. В. Бочаров. Ансамбль зданий АН Туркменской ССР в Ашхабаде. 1952 - 1954.



Школа в посёлке Фирюза Ашхабадского района. 1981.
Школа в посёлке Фирюза Ашхабадского района. 1981. "Туркменгоспроект".



Текинский ворсовый ковёр. 19 - начало 20 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.
Текинский ворсовый ковёр. 19 - начало 20 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.



Чары Амангельдыев.
Чары Амангельдыев. "Шукур Бахши". 1972. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.



Нагрудные украшения для женского костюма. Серебро, цветное стекло. Гравировка. Конец 19 - начало 20 вв.
Нагрудные украшения для женского костюма. Серебро, цветное стекло. Гравировка. Конец 19 - начало 20 вв.

Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1-9, М., 1971-84; Пугаченкова город А., Искусство Туркменистана, М., 1967; (Саурова город И.), Искусство Туркменской ССР. (Альбом), Л., 1972; Архитектура Советского Туркменистана, М., 1972; М. Н. Халаминская, Живопись Туркмении. (Альбом), М., 1974; Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Туркменская Советская Социалистическая республика" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»