- Темпера
- Темпера
(итал. tempera, от temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые живописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали красочный слой олифой или масляным лаком. В Западной Европе с XV в., а в России с начала XVIII в. темпера вытесняется масляной живописью. С конца XIX в. темпера вновь широко применяется для произведений станкового и декоративно-прикладного искусства. Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, поэтому они имеют бархатистую матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с масляной живописью. Литература: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)те́мпера(от лат. temperare – смягчать, смешивать), одна из техник живописи. Связующим веществом в темпере может быть яичный желток (например, в эпоху античности) или яичный белок (в Средние века и в эпоху Возрождения), к которому прибавляли мёд, фиговый сок, казеин и др. вещества. Темперные краски нельзя смешивать, их накладывают тонкими слоями, одну рядом с другой, без переходов. Поэтому, в отличие от масляной живописи, в темпере используются простые сочетания красок. Для моделировки используют штриховку и оттенки тона. Темпера равномерно сохнет и не образует трещин (кракелюр). В этой технике работали уже античные живописцы, но наибольшее распространение она получила в Средние века в иконописи и в росписях храмов, в Италии – в эпоху Возрождения. В 16 в. масляная живопись вытеснила темперу, но в кон. 19 в. эта техника стала вновь популярна.
В. А. Серов. «Портрет Иды Рубинштейн». Темпера. 1910 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.