- Татарская автономная Советская Социалистическая республика
- Татарская автономная Советская Социалистическая республика
Татария. В составе РСФСР. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, по среднему течению Волги. К древнейшим произведениям искусства на территории Татарии относятся неолитические и энеолитические каменные фигурки животных и людей, орнаментированные сосуды и металлические украшения эпохи бронзы. В X-XIII вв. территория Татарии входила в состав Волжско-Камской Болгарии. Города волжских болгар X-XIII вв. (Сувар, Болгар, Биляр и др.) были обнесены деревянными стенами, застроены деревянными и глинобитными жилыми домами; сохранились руины немногочисленных каменных построек. В 1177 была основана болгарская крепость Казань. С середины XIII в. сооружались украшенные росписями, цветной керамикой, резьбой по камню и штукатурке дворцы, мечети (так называемая Чёрная палата в Болгаре), мавзолеи и другие постройки, стилистически связанные с архитектурой Средней Азии, каменные крепости. После присоединения в XVI в. Казанского ханства к России архитектура Татарии развивалась в основном в русле русского зодчества (Казанский кремль, основное строительство - XVI в.). В XVIII в. распространяются отдельные влияния барокко, в архитектуре XIX в. преобладает классицизм (Казанский университет, 1825-30-е гг., архитекторы П. Г. Пятницкий, М. П. Коринфский); на рубеже XIX-XX вв. строятся здания в духе стиля "модерн" и неоклассицизма. Для народного зодчества казанских татар типичны деревянные срубные дома со своеобразной раскраской (в виде горизонтальных полос двух цветов) и многочисленными декоративными деталями (колонки, украшенные росписью ниши и пр.). Распространённые виды народного искусства - изготовление серебряных украшений (в техниках гравировки, чеканки, зерни и чаще всего скани) с крупными поделочными камнями, золотое шитьё, многоцветная вышивка, аппликация по ткани, коже, войлоку. С вырезанными на камне изречениями из Корана (так называемые шамайли) и первыми печатными книгами (конец XVIII - начало XIX вв.) был связан расцвет искусства каллиграфии. Профессиональное изобразительное искусство в XIX в. представлено творчеством русских художников, живших в Казани (Л. Д. Крюков, В. С. Турин и др.). В 1895 была открыта Казанская художественная школа, где в первые десятилетия XX в. преподавали П. П. Беньков, Н. И. Фешин; в 1900-х гг. появляются татарские графики-иллюстраторы.
После Октябрьской революции 1917 в Татарии разворачивается широкое гражданское и промышленное строительство, реконструируются старые и создаются новые города и посёлки (Нижнекамск, Шапши и др.). В зодчестве 20-30-х гг. распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, архитектор С. С. Пэн). Со второй половины 30-х гг. чаще используются классицистические архитектурные формы и декоративные приёмы татарского народного искусства (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля, 1933-56, архитекторы Н. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов). Для архитектуры второй половины 50-х - начала 80-х гг. характерен переход к более рациональным и лаконичным объёмно- пространственным решениям (Речной вокзал, 1962, архитектор Гайнутдинов, и цирк, 1967, архитектор Г. М. Пичуев, в Казани), к индустриальным методам массового жилищного строительства (застройка города Брежнев, архитектор Б. Р. Рубаненко, Е. И. Кутырев и др.).
После создания в Казани (в 1923) филиала АХРР, во главе которого стояли художники- реалисты Беньков, П. А. Радимов и др., интенсивно формируются национальные кадры художников (Б. И. Урманче, С. С. Ахун, Н. К. Валиуллин, Ф. Ш. Тагиров и др.). В 30-х гг. и в период Великой Отечественной войны 1941-45 работали В. К. Тимофеев, К. Е. Максимов, Г. В. Житков, Н. М. Сокольский, Г. А. Рахманкулова, М. В. Васильева; большое распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс). В 50-80-х гг. плодотворно развиваются историко- революционный и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, Х. А. Якупов, И. К. Зарипов и др.), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (Н. Д. Кузнецов, С. О. Лывин, К. Е. Максимов, М. У. Усманов); в скульптуре выделяются острохарактерные портреты, созданные Урманче, монументальные произведения В. М. Маликова, жанровые и сказочные образы Н. И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной. В области станковой и книжной графики работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин и др.
В 1938 организовано Татарское отделение СА СССР (с 1983 - Татарская организация СА РСФСР), В 1939 основан Союз советских художников Татарской АССР (с 1968 - СХ Татарской АССР).
И. К. Колмогорцева. Иллюстрация к татарской народной сказке "Гюльчечэк". Цветная линогравюра. 1966.
Накосник (чулпы). Вторая половина 19 в.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1972; С. М. Червонная, Художники Татарии, Казань, 1974; Ф. Валеев X., Архитектурно-декоративное искусство казанских татар..., Йошкар-Ола, 1975; Изобразительное искусство Советской Татарии. Альбом, М., 1983; А. Б. Файнберг, Художники Татарии, Л., 1983.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.