- Таджикская Советская Социалистическая республика
- Таджикская Советская Социалистическая республика
Таджикистан. В составе СССР. Расположена на юго-востоке Средней Азии. На территории Таджикистана сохранились памятники культуры древнейшего среднеазиатского коренного оседлого восточно-иранского населения. Древнее население Таджикистана участвовало в создании искусства Бактрии, Кушанского царства, Согда, Тохаристана и Ферганы, внесло большой вклад в художественные культуры соседних народов (например, искусство Восточного Туркестана сложилось и развивалось под сильным воздействием согдийского и тохаристанского). В средние века таджики активно участвовали в создании искусства государств Саманидов (IX-X вв.) и Тимуридов (конец XIV-XV вв.). Художественная культура таджикского народа развивалась как часть историко-культурного процесса среднеазиатского региона и тесно связана с культурой других народов Средней Азии (особенно узбеков), поэтому многие памятники древнего и средневекового искусства являются их общим культурно-художественным наследием (например, архитектурные памятники Бухары и Самарканда, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства). В данной статье названы лишь памятники, находящиеся в пределах Таджикской ССР.
На территории Таджикистана обнаружены наскальные росписи охрой в гроте Шахты (40 км к юго-западу от поселка Мургаб, Восточный Памир), которые восходят к мезолиту (15-10-е тысячелетие до н. э.), поселения неолитической гиссарской культуры близ города Нурек, памятники эпохи бронзы (середина 2-го - начало 1-го тысячелетия до н. э.), многочисленные поселения в урочище Кайраккум, грубая лепная керамика с геометрическим узором, простейших форм ювелирные изделия (все - Северный Таджикистан), на юге, в могильниках кочевых племён, - лепная и гончарная ангобированная керамика, бронзовые ножи, кинжалы, зеркала; в погребении в местности Тандыр-Ёл (близ Регара) - примитивное схематическое глиняное скульптурное изображение человека (2-е тысячелетие до н. э.). Из сооружений эпохи Ахеменидов открыты остатки древнебактрийского сырцового дома на городище Калаи-Мир в поселке имени Насира Хисрава; об изобразительном искусстве дают представление некоторые ювелирные изделия так называемого Амударьинского клада (ныне в Британском музее) и находки на городище Тахти-Сангин; неотъемлемая часть художественной культуры Таджикистана этой эпохи - искусство саков (бронзовые котлы со скульптурным декором, литые фигурные бляхи, петроглифы). Из описаний античных авторов известно о существовании в IV-III вв. до н. э. на территории Таджикистана городов эллинистического типа. Искусство греко-бактрийского (III-II вв. до н. э.) и кушанского (I-IV вв.) периодов представляет собой сложный сплав местных художественных традиций и эллинистических элементов (дворцово-храмовый комплекс в Саксан-Охуре, капители из Шахринау, произведения торевтики, коропластики, керамики); об искусстве кочевых племён этой эпохи известно по находкам в могильниках - Тулхарском в Бишкентской долине (серьги, подвески), Иттифок близ Пархара (вышивка с изобразительными мотивами). В V-VIII вв. на территории Таджикистана возникли раннесредневековые города с цитаделью и укреплённым, регулярно застроенным шахристаном (Пенджикент); дворцы имели парадные залы и тронные айваны, богатые дома - четырехстолпный парадный зал, украшенные живописью и скульптурной деревянной резьбой (Пенджикент, Шахристан). Строились укрепл. загородные усадьбы, караульно-сторожевые здания, замки-кёшки (Калаи-Муг). Различаются типы сооружений, принадлежавшие разным верованиям (храмы в Пенджикенте, монастыре Аджина-Тепе, буддийском храм в крепости Калаи-Кафирниган). Раннесредневековое изобразительное искусство Таджикистана, которое развивалось в русле художественных культур Согда, Уструшаны и Тохаристана, характеризуется формированием местных стилей на основе локальных вариантов раннефеодальной культуры, переосмысления эллинистических и кушанских традиций и связей с искусством Северной Индии и Афганистана (скульптура и живопись Пенджикента, Шахристана, Калаи-Кафирнигана). После арабского завоевания и распространения ислама в архитектуре Таджикистана постепенно складывались новые типы сооружений - мечетей, минаретов (в селениях Верхнего Зеравшана), мавзолеев (Хаджа-Нахшран близ Регара, XI-XII вв.; Хаджа-Машад в селе Саят), медресе, ханака. На смену небольшим городам приходили крупные торгово-ремесленные центры, развивавшиеся в основном за счёт обрастания старого шахристана и цитадели торгово- ремесленным пригородом - рабадом. Географы X-XII вв. отмечали существование на территории Таджикистана до 12 крупных городов, часть которых ныне локализована (Бунджикат близ Шахристана, Хульбук близ Куляба). С IX-X вв. наряду с сырцом и пахсой стали применять жжёный кирпич. В архитектурном декоре зданий со сводчато-купольными конструкциями широко использовались узорная кирпичная кладка, резная терракота и раскрашенный резной стук (дворцы в Хульбуке и Саёде). В постройках с плоскими перекрытиями применялся местный деревянный ордер (резные деревянные детали колонн из селений Верхнего Зеравшана). Пышный резной декор включал отражавшие местные доисламские верования изобразительные, мотивы, растительные узоры, эпиграфические фризы (портик мавзолея Хазрати-бобов селе Чорку близ Исфары, XII в.). Уникальные памятники таджикского средневекового монументального зодчества - Мухаммеда Башшара мавзолей и мавзолей Мир-Сеид-Хамадани (XIV-XVII вв.) в Кулябе, первоначально трехпортальный с купольным залом, усыпальницей и резным декором. В XVI-XVII вв. строились культовые сооружения с Г-образной купольной галереей (мечеть Абдулла-ханав селе Наугилем близ Исфары, мечеть-мавзолей Муслехеддина в Ленинабаде, памятники Ура-Тюбе). В XVIII - начале XIX вв. традиции таджикского зодчества находят развитие в архитектуре массовых общественных зданий (квартальные и сельские мечети, бани) и в народном жилище. В изобразительном искусстве мусульманского времени происходит процесс орнаментализации; преимущественное развитие получают растительный, геометрический и эпиграфический мотивы. В некоторых памятниках сохраняются традиции раннесредневекового изобразительного искусства. Новый расцвет изобразительного искусства связан в XV в. с гератской школой миниатюры, а в XVI-XVII вв. - среднеазиатской школой в Бухаре и Самарканде. Искусство миниатюры, вероятно, развивалось в горном Таджикистане (рукопись "Юсуф и Зулейха", 1797/98, из Дарваза). В декоративно-прикладном искусстве средневекового Таджикистана (поливная расписная керамика, изделия из металла, стекла, ювелирное дело, ткачество) местные традиции обогатились соприкосновениями с художественными культурами других стран Востока. В монументально-декоративном искусстве наряду с резьбой и росписью по стуку, дереву, терракоте развивалась орнамент, роспись яичной темперой и многоцветная с позолотой роспись "кундаль" (на рельефной глиняной основе). XVIII - начало XX вв. отмечены повсеместным развитием художественных ремёсел: керамика с подглазурной росписью (на севере) или лепная с ангобной росписью (на юге), ювелирные изделия (Ура-Тюбе, Куляб) с декоративными и сложно-узорными сочетаниями серебра и цветных камней, чеканка (Ура-Тюбе), ручное ткачество (хлопчатобумажные, набивные, шёлковые и полушёлковые ткани, гладкие, полосатые или с рисунком "абр" ("облако"), построенным на переливах расплывчатых радужных цветовых пятен), вышивка с узорами, основанными на симметричной композиции элементов орнамента и контрастном сопоставлении интенсивных пятен цвета, на сочетании стилизованных зооморфных изображений с геометрическими мотивами, символами, эмблемами. Своеобразно народное искусство Горно-Бадахшанской автономной области.
Архитектура Советского Таджикистана за короткий срок прошла путь развития от одноэтажных глинобитных и сырцовых жилищ, хаотически застроенных кишлаков и малочисленных средневековых городов до благоустроенных домов и городов, развивающихся по генеральным планам (Душанбе, Ленинабад). В градостроительстве 30-40-х гг. использовался принцип периметральной застройки, в архитектуре господствовали классицистические формы, как правило, в соединении с элементами средневекового среднеазиатского зодчества. В 1945-55 значительно возросли темпы строительства (типовые 2-3-этажные жилые кирпичные дома). После 1960 архитекторы Таджикистана перешли к созданию микрорайонов с современной системой обслуживания, с многоэтажными (от 4-5 до 9 этажей) сейсмостойкими домами. Строятся новые города (Нурек, Регар, Яван). Возводятся каркасно-панельные сооружения. В 60-70-х гг. и 80-х гг. современные архитектурные формы всё органичнее сочетаются с традиционным декором, орнаментальными и сюжетными росписями, керамикой, резьбой по ганчу и дереву, гобеленом.
Ранний этап развития изобразительного искусства Советского Таджикистана связан с Самаркандом. С образованием Таджикской ССР (1929) центром художественной жизни Таджикистана стал Душанбе. В конце 20-х гг. в Таджикистан приехали художники Е. Г. Бурцев, А. Н. Камелин, М. Г. Новик, П. И. Фальбов, в конце 30-х гг. - Г. Н. Тимков, Б. Г. Шахназаров и др., в художественной жизни Таджикистана участвовали московские художники В. Л. Сидоренко, И. А. Ершов и др. Начали работать художники-таджики А. Ашуров, М. Хошмухамедов. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 расцвело искусство агитационного и политического плаката ("Окна ТаджикТА"), карикатура. В 1945-50-х гг. значительно увеличилось число художников с профессиональным образованием, развиваются станковая живопись, монументально-декоративное и театрально- декорационное искусство, книжная графика, скульптура 60-70-е гг выделяются высоким развитием изобразительного искусства, разнообразием творческих индивидуальностей (В. М. Боборыкин, А. Н. Камелин, И. Л. Лисиков, П. И. Фальбов, А. Рахимов, З. Хабибуллаев, Х. Хушвахтов - в живописи; Е. А. Татаринова, К. Жумагазин, Г. Г. Чередниченко, О. А, Ахунов - в скульптуре; Б. И. Серебрянский, С. И. Вишнепольский, К. В. Туренко, В. П. Фомин, С. А. Краснопольский - в графике), достижениями в области театрально- декорационного (М. М. Мухин, М. Н. Шипулин) и монументально-декоративного (А. Т. Аминд- жанов) искусства. В искусство Таджикистана 70-80-х гг. большой вклад внесли, молодые художники: живописцы-монументалисты С. Н. Шарипов, Д. М. Бекназаров, З. Давутов, С. У. Курбанов, графики Т. Самандаров и Р. А. Азимов, керамист В. Одинаев, мастер гобелена Д. Абдусаматов. Декоративно- прикладное искусство Советского Таджикистана обогатилось творчеством мастеров-орнаменталистов М. Алимова, Ю. Баратбекова, С. Нуритдинова, керамистов А. Мавлянова, С. Сахибова, вышивальщицы З. Бахриддиновой и др. СА Таджикской ССР основан в 1936, СХ Таджикской ССР (организационный комитет) - в 1933.
"Трехглазый демон". Роспись одного из залов дворца на городище Калаи Кахкака I в Шахристане. 6 - 9 вв. Институт истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Душанбе.
"Сцена охоты". Фрагмент резьбы по дереву из помещения VII/II. Пенджикент. 7 - 8 вв. Эрмитаж. Ленинград.
Торс бодхисатвы. Из Аджина-Тепе. Глина. 7 - начало 8 вв. Эрмитаж. Ленинград.
Кумган. Медь, чеканка, гравировка. 1880. Мастер Уста Мир Шафе. Ура-Тюбе. Этнографический музей Института истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Душанбе.
Искодарский михраб (фрагмент). Дерево. Резьба. 10 - 11 вв. Республиканский объединенный историко-краеведческий и изобразительных искусств музей имени Бехзада. Душанбе.
Мужская тюбетейка - туппи. Вышивка по шёлку кручеными нитями. Конец 19 - начало 20 вв. Ходжент. Этнографический музей Института истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Душанбе.
Х. Хушвахтов. "Яки". 1970. Республиканский объединенный историко-краеведческий и изобразительных искусств музей имени Бехзада. Душанбе.
Куртан чакан - платье из белой хлопчатобумажной ткани. Вышивка шёлком. 1930-е гг. Куляб. Этнографический музей Института истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Душанбе.
Наплечные подвески. Серебро, кораллы, штамповка, кручёная проволока, зернь. Конец 19 - начало 20 вв. Куляб. Этнографический музей Института истории имени А. Дониша АН Таджикской ССР. Душанбе.
Скульптор Г. Эльдаров, архитекторы Р. Каримов, А. Агаронов. Памятник Ибн Сине в Душанбе. 1980.
М. Бобосаидов. Школа в курортном посёлке Обигарм. 1980 - 1982.
В. Г. Веселовский, Э. Орловский. Корпус гуманитарных факультетов Таджикского университета имени В. И. Ленина в Душанбе. 1982.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ИИН СССР, т. 1-4, 7-9 (кн. 2), М., 1971-84; Искусство таджикского народа, в. 1-3, Душ., 1956-65; В. Г. Веселовский, Д. Д. Гендлин, Архитектура Советского Таджикистана, М., 1972.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.