- Стекло
- Стекло
искусственный материал, обычно прозрачный, хрупкий, в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке; художественное стекло включает витражи, смальтовые мозаики, художественные сосуды, архитектурные детали, декоративные композиции, скульптуру (обычно малых форм), светильники, искусственные драгоценности (бижутерия). В древнем мире производство стекла было особенно развито в Египте (эпоха Птолемеев, IV-I вв. до н. э.), Сирии, Финикии, Китае. Как правило, изделия из стекла (небольшие вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги, амулеты, печати) изготовлялись посредством прессования в открытых глиняных формах или путём навивания стекломассы на палочку; такое стекло обычно было непрозрачным, а по цвету - зелёным, голубым, бирюзовым. Изобретение способа свободного выдувания стекла с помощью трубки, а также повышение температуры его варки дали эллинистическим и древнеримским мастерам возможность получать тонкостенные (иногда двухслойные), более прозрачные и однородные по массе изделия относительно крупных размеров.
С VI в. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к стеклу, было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в XII-XIV вв. производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия.
В XV-XVI вв. ведущее значение в стекольном производстве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в XVII в. более твёрдого кальциевого стекла и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию (см. Чешское стекло). С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться стекло, полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласс), главным способом обработки которого явилось так называемое алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет. Начиная с XVIII в. интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже XIX-XX вв. к художественному стеклу обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, И. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США); в их изделиях, часто полупрозрачных, многослойных, отличающихся тонкими и сложными цветосочетаниями, усложнённой техникой декорирования, использованием стилизованных природных (преимущественно растительных) форм, преобладали черты стиля "модерн". Для современного художественного стекла характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчёркнуто фантастическими конфигурациями и усложненно-орнаментальной, обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, основанным на простоте, конструктивных форм и прозрачности неукрашенного стекла, нередко с обыгрыванием его оптических свойств.
В Древней Руси стеклоделие получило значительное развитие уже в эпоху Киевской Руси (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное монголо-татарским нашествием, производство художественного стекла возродилось в XVII в., когда в 1635 под Москвой был основан Духанинский - первый в России стеклянный завод, изделия которого обнаруживают влияние украинской посуды (преимущественно чёрного цвета, украшенные цветными эмалями, налепами). Построенный в 1668 под Москвой Измайловский завод выпускал прозрачную стеклянную посуду с применением золочения. Огромный вклад в производство цветного стекла (главным образом для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую фабрику. Важнейшую роль в развитии русского стеклоделия сыграл Императорский хрустальный и стекольный завод в Петербурге (заложенный Петром I в начале XVIII в. под Москвой и к середине XVIII в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург). В XVIII в. были основаны также Гусевский хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод. Для русского искусства XVIII в. характерно гутное стекло, изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия из такого стекла, часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое стекло, декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями; на этих же заводах с середины XVIII в. производилось много изделий из молочного стекла. По проектам крупнейших зодчих (А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Ж. Тома де Томона) на Императорском заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветительные арматуры, мебели и архитектурного декора. С конца XVIII в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале XIX в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке ("русский камень"). К середине XIX в. в русском художественном стекле возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архитектурного декора). В конце XIX в. кроме стекла и хрусталя с алмазным гранением выпускается прессованное стекло, цветное стекло (в том числе урановое, с середины XIX в.), а также многослойное с росписью эмалевыми красками, развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяется влияние стиля "модерн".
В СССР интенсивное производство стекла начинается с конца 30-х гг. Ведущую роль в развитии советского художественного стеклоделия сыграла скульптор В. И. Мухина. В 50-60-х гг. художественные лаборатории появились почти на всех крупных советских заводах сортовой посуды. Среди видных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на заводах СССР в 60-70-х гг., - Г. А. Антонова, А. А. Аствацатурьян, А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, М.-Т. В. Грабарь, В. П. Жохов, Ю. В. Жульев, А. Д. Зельдич, X. Кырге, Л. М. Митяева, В. С. Муратов, В. С. Мурахвер, А. М. Остроумов, М. А. Павловский, С. Раудвеэ, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов, В. А. Филатов, В. Я. Шевченко, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская. В советском стекле выделяется несколько направлений: ленинградская школа (бесцветный и цветной хрусталь строгих форм с алмазной гранью), владимирское стекло (использование традиций русского гутного стекла), украинское стекло (традиции украинского гутного стекла, яркая полихромия), прибалтийская школа (слабо окрашенное прессованное стекло и выдувное с тонкой гравировкой), белорусское стекло (скульптурно-пластическая обработка форм). С 60-х - начала 80-х гг. плодотворно развивается витраж, широкое распространение получили создание хрустальных фонтанов и различных декоративных установок из стекла и металла, изготовление изделий (в т. ч. гобеленов из стеклоткани, декоративных ваз из сульфидного стекла) для украшения интерьеров.
Ваза. Непрзрачное стекло. 16 - 14 вв. до н.э. Древний Египет. Британский музей. Лондон.
Флакон. Филигрань. Середина 16 в. Венеция. Эрмитаж. Ленинград.
А. М. Остроумов. Вазы "Одуванчик" и "Жёлудь". Хрусталь, алмазная грань. 1975.
Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йозеф фон Сторк, гравировка К. Пич. 1875. Богемия. Частное собрание. Вена.
В. И. Мухина. Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. Ленинградский завод художественного стекла.
Литература: М. А. Безбородов, Очерки по истории русского стеклоделия, М., 1952; Н. Качалов, Стекло, М., 1959; Б. Шелковников, Русское художественное стекло, Л., 1969; В. Ф. Рожанковский, Стекло и художник, М., 1971; Н. В. Воронов, Е. Г. Рачук, Советское стекло. (Альбом, Л.), 1973; Е. Г. Рачук, Советское цветное стекло, М., 1982; (Н. В. Воронов), Советское художественное стекло, М., 1984; Kдmpfer F., Viertausend Jahre Glass, Dresden, 1966; Grover R. and L., Contemporary art glass, N. Y., 1975; Voronov N., Soviet glass. Album, Leningrad, 1981.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.