- Союз русских художников
- Союз русских художников
Основан в 1903 бывшими передвижниками и членами "Мира искусства", организовавшими две совместные выставки "36 художников" (1901-02). Первоначально включал московских (А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, С. В. Малютин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др.) и петербургских (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов и др.) живописцев. Программа Союза русских художников, окончательно определившаяся после выхода из него в 1910 группы петербургских художников, характеризуется демократической направленностью, интересом к русской природе и самобытности народной жизни, декоративностью живописной манеры, иногда тяготением к импрессионизму. Союз русских художников организовал восемнадцать выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Некоторые бывшие члены Союза русских художников позже вошли в АХРР. Существовал до 1923. Литература: В. П. Лапшин, Союз русских художников, Л., 1974.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)Сою́з ру́сских худо́жниковобъединение художников, основанное бывшими передвижниками и членами объединения «Мир искусства» (1903—23). В Союз вошли А. Е. Архипов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, С. В. Малютин, К. Ф. Юон, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. С. Степанов, И. Э. Грабарь, Ф. А. Малявин, С. Ю. Жуковский, А. А. Рылов и др. – ведущие представители московской школы живописи (в отличие от «Мира искусства», объединившего петербуржцев). Предметом изображения для художников были прежде всего русская старина (Малютин, Рябушкин, Васнецов) и поэтические образы родной природы (Грабарь, Юон, Остроухов).
С. Ю. Жуковский. «Терраса в поместье». 1916 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
А. А. Рылов. «Зелёный шум». 1904 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
А. С. Степанов. «Журавли летят». 1891 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В противоположность утончённому аристократизму мирискусников, московские живописцы, продолжившие традиции передвижников, были приверженцами демократических идеалов. Это проявлялось не только в выборе тем и сюжетов из народной жизни (Архипов, Малявин, Иванов), но и в принципах взаимоотношений между членами Союза. Отменялась кружковая замкнутость, на выставки принимались произведения не по выбору жюри, а решением большинства художников. Живописцы сами отбирали для экспонирования свои работы. Расцвет выставочной деятельности Союза пришёлся на сер. 1900-х – 1910-е гг.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.