- Румыния
- Румыния
(Romania), Социалистическая Республика Румыния, социалистическое государство на юге Европы. Состоит из исторических областей Трансильвания, Валахия и Молдова. К неолиту на территории Румынии относятся выразительные статуэтки из глины ("Мыслитель из Чернаводы", 3-е тысячелетие до н. э., Национальный музей древностей, Бухарест), керамические сосуды с прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам эгейского искусства, Центральной и Юго-Восточной Европы. Сохранились художественные изделия фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Истрия; Томы, ныне Констанца, и др.), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисленные произведения римской скульптуры, ювелирные изделия готов и древних славян. Средневековое искусство Трансильвании развивалось в контакте с искусством католических стран Центральной Европы. Романские церкви (базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250-90) здесь сменились готическими с массивными стенами, монументальной башней и скупым декором (зальные храмы - св. Михаила в Клуж-Напоке, "Чёрная" церковь в Брашове, XIV-XV вв.). В XIV-XVII вв. строились каменные и кирпичные дома горожан, городские укрепления с воротами и башнями (в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в XV в.), свободные по планировке, имели иррегулярные внутренние дворы, округлые и квадратные башни, эркеры и т. п. С начала XVI в. под влиянием искусства Возрождения дома стали украшаться ордерными деталями, капеллы в церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512) приобрели пышный ренессансный скульптурный декор. В замках сооружались внутренние дворы с аркадами, лоджии и галереи на фасадах. Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художественную систему. С начала XVIII в. распространились постройки в стиле барокко, простые и сдержанные по формам и декору (церкви в Клуж-Напоке, Тимишоаре, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сельских церквах XIV-XVIII вв. использовались отдельные формы архитектуры Молдовы и Валахии. В средневековом изобразительном искусстве Трансильвании переплетались готические и поздневизантийские влияния. Стенописям XIV-XV вв. была свойственна наивная грубоватая выразительность образов. Станковая живопись (известна с XV в.) была близка центрально-европейскому кругу. В XVII в. распространилась надгробная скульптура (плиты с упрощенными рельефными портретными изображениями), в XVIII в. - стенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном искусстве особого расцвета достигла художественная обработка металла.
Средневековое искусство Валахии и Молдовы развивалось под воздействием соседних православных стран - Византии, Сербии и Болгарии. Наряду с крестово-купольными (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш) здесь строились и однонефные триконховые храмы с притвором и куполами (церковь монастыря Козия, конец XIV в.). В декоре построек Молдовы отдельные готические детали сочетались с узорными поливными керамическими вставками (церковь монастыря Нямц, 1497). В конце XV - начале XVI вв. в церквах Молдовы стали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчатых арок на консолях. Высокие, звездчатые в плане барабаны куполов придавали постройкам вертикальную устремлённость. В XIV-XVII вв. велось широкое строительство крепостей и укрепленных монастырей (Нямц, Сучава). Для церковной архитектуры XVI-XVII вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии начала XVI в., сложенные из камня и мрамора, покрывались нарядной плоскорельефной резьбой (епископская церковь в Куртя-де-Арджеш). Постоянные войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на зависимость от Турции (XVI-XIX вв.), национальные художественные традиции сохранялись. Скромные кирпичные постройки Валахии XVI-XVII вв. повторяли в упрощенном виде схему декора церквей начала XVI в. (церкви Михай-Водэ и Патриаршая в Бухаресте). В традиционную композицию церквей Молдовы и Валахии в XVI-XVII вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сельские церкви Молдовы с нависающими высокими кровлями, сплошь покрытые снаружи красочными сюжетными росписями (в монастыре Молдовица. 1532; в селе Воронец, расписана в середине XVI в.). В архитектуре Валахии в конце XVII - начале XVIII вв. сложился так называемый стиль Брынковяну, для которого характерно сочетание традиций народного и средневекового национального зодчества с отдельными элементами ренессанса и барокко (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02). Традиционные по композиции церкви Молдовы XVII-XVIII вв. часто покрывались плоскорельефной резьбой с европейскими, восточными и национальными орнаментами (церковь "Трёх святителей" в Яссах, 1639). В XVII в. в церквах использовались отдельные элементы барокко, в конце XVIII - начале XIX вв. - классицизма. Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии до XIX в. сохраняли облик иррегулярных сельских поселений. В Валахии возводились дома- крепости ("кула") с массивными каменными стенами и окнами в виде бойниц.
Средневековая живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизантийских традиций. Гибкость рисунка, спокойное повествование и мягкость гаммы сочетались в ней с попытками индивид, характеристики персонажей (миниатюры Евангелия работы Гаврила Урика, 1429; росписи церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, вторая половина XIV в.). В XVI в. в росписях усилились светское начало, черты репрезентативности и орнаментальности, главным образом в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, около 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы появились попытки внести в искусство актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах "страшного суда"). В живописи Валахии XVII-XVIII вв., проникнутой наивно-непосредственным фольклорным началом (росписи церкви в Филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), распространились пейзажные и архитектурные фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). В иконописи Молдовы и Валахии (с конца XV в.) строгая обобщённость образов сменилась в XVII в. тяготением к орнаментальности. В средневековой скульптуре Молдовы и Валахии преобладала резьба по камню и дереву (каменные надгробные плиты и архитектурные детали, деревянные врата, троны и алтари церквей), для которой характерно богатство геометрических и растительных мотивов. Высокого уровня достигли вышивка (шитые серебром и золотом предметы церковного обихода, часто с выразительными портретными изображениями) и обработка металла.
С ростом национально-освободительного движения на рубеже XVIII-XIX вв. во всех областях Румынии формируется светское искусство (портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Художники середины XIX в. откликаются на революционное движение. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотические аллегорические композиция К. Д. Розенталя). Подъёму культуры способствовали объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Румынского государства (1877). В реорганизации художественной жизни важную роль сыграл Т. Аман, в творчестве которого сосуществовали романтические, академические, и реалистические черты. В 1870-90-х гг. переживало расцвет искусство демократического реализма (тонкие и свежие по гамме пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и И. Андрееску, близкие барбизонской школе). Социально-критические тенденции проявились в картинах на темы жизни рабочих О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, политических карикатурах И. Изера и др. В живописи первой трети XX в. поиски новых художественных средств, использование приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к реальному миру, демократическими идеалами (Ш. Лукьян, К. Рессу, Т. Паллади, Н. Тоница, Г. Петрашку, Ш. Димитреску и др.). В 30-х - начале 40-х гг., в период фашизации государственного строя, в искусстве Румынии сложилось антифашистское направление. Переживала расцвет политическая журнальная графика (обличительные рисунки и карикатуры Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре конца XIX - первой трети XX вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стилем "модерн" (Д. Пачуря) и неоклассицизмом (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски лаконизма и символического звучания образов приводили порой к отвлечённости форм.
В ряде произведений скульптор стремился к современному истолкованию традиций румынского народного искусства. В архитектуре XIX в. отдельные постройки в стиле классицизма сменились во второй половине XIX в. парадными обществ, зданиями в духе европейского эклектизма (Атенеум, Дворец юстиции и др. в Бухаресте). В 1880-х гг. И. Минку обратился к традициям румынского народного зодчества и "стиля Брынковяну". В 1930-х гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменились функционализмом (постройки архитекторов X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте).
После установления народной власти и провозглашения Народной Республики (1947) в архитектуру внедряются индустриальные методы, строятся новые (Георге-Георгиу-Деж) и реконструируются старые города. На черноморском побережье созданы благоустроенные курорты (Мамая, Эфорие, Мангалия и др.). Новые жилые комплексы отличаются гибкостью пространственной организации, многообразным ритмическим расположением типовых звеньев, вентиляционных и солнцезащитных устройств, декоративным использованием цвета и фактуры панелей (ансамбль Каля Доробанцилор, районы Титан, Пантелимон и др. в Бухаресте). В промышленных и общественных постройках (цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (площадь Объединения в Яссах). В новые ансамбли органически вписываются старые архитектурные памятники. Для архитектуры конца 60-х - начала 80-х гг. характерны поиски пластической выразительности целостных объёмов (ансамбль Национального театра имени И. Л. Караджале в Бухаресте), усиливается стремление к современному истолкованию национальных архитектурных традиций (административные центры в Бая-Маре, Ботошани и др.). После землетрясения 1977 восстанавливаются старые и возводятся новые здания. Спроектирован новый административный центр Бухареста.
В становлении изобразительного искусства социалистической Румынии участвовали многие старейшие мастера (Рессу, Изер, Тоница, Д. Гьяцэ, Жикиди, Жаля, Хан, Медря). В живописи 50-х гг. важное место занимали индустриальные пейзажи, сцены труда и истории революционной борьбы (М. Бунеску, А. Катарджи, Ш. Сёньи и др.). Светлым жизнеутверждением и лёгкостью гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и исторические композиции А. Чукуренку, психологизмом и демократизмом образов, драматической выразительностью цвета и фактуры - сцены крестьянской жизни и портреты К. Бабы. Со второй половины 50-х гг. в живописи усилились черты декоративной стилизации (работы К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу). Фактурные и колористические искания преобладают в работах В. Сакеларие-Владимиреску, близких по духу народному искусству композициях И. Цукулеску и других, к абстрактному экспрессионизму обратились И. Георгиу, В. Алмэшану. К сюрреализму эволюционировал С. Бэлаша. С конца 60-х гг. в живописи возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски национального своеобразия, многие художники обращаются к традициям народного искусства (Г. Шару, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, И. Мусчеляну и др.). В скульптуре выделяются портретные статуи и бюсты работы Жали, Г. Ангела, Р. Лади, Б. Караджи, Хана, станковые композиции и монументы Медри, Г. Виды, Ю. Оницы, символические образы и портреты И. Иримеску, З. Бэйкояну и др. К традициям средневековой и народной скульптуры обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу. Высокого уровня достигли станковая и книжная графика, плакат (В. Добриан, В. Казар, П. Эрдёш, Ф. Кордеску, Ч. Дамадьян, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнар и др.), монументально-декоративное искусство (мозаики Э. Попа, В. Мэрджиняна, И. Бицана и др.). В декоративно-прикладном искусстве поиски современных форм и выразительных возможностей материалов сочетаются с обращением к традициям народного искусства.
"Мыслитель из Чернаводы". Терракота. Третье тысячелетие до н.э. Национальный музей древностей. Бухарест.
Церковь в с. Воронец. 1488 - 1547.
Гаврил Урик. Миниатюра Евангелия. 1429. Библиотека Бодли. Оксфорд.
Деталь надгробной пелены с портретом Марии Мангупской. Шитьё золотом и серебром. 1477 - 1478. Монастырь Путна.
К. Медря. "Материнство". Камень. 1954. Мамая.
Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ВИА, т. 3-5, 7, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; Г. Опреску, Народное искусство Румынии, пер. с франц., М., 1960; М. Т. Кузьмина, Искусство Румынии, М., 1966; Румынская живопись в образах, Бухарест, 1971; И. Е. Светлов, Современная румынская скульптура, М., 1974; Ionescu G., Istoria arhitecturпп оn Romвnia, v. 1-2, Buc., 1963-65; Istoria artelor plastice оn Romвnia, v. 1-2, Buc., 1968-70; Theodorescu R., Itinerarii medievale, Buc., 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.