Румыния

Румыния
Румыния
        (Romania), Социалистическая Республика Румыния, социалистическое государство на юге Европы. Состоит из исторических областей Трансильвания, Валахия и Молдова. К неолиту на территории Румынии относятся выразительные статуэтки из глины ("Мыслитель из Чернаводы", 3-е тысячелетие до н. э., Национальный музей древностей, Бухарест), керамические сосуды с прочерченными, лепными и расписными узорами, близкие памятникам эгейского искусства, Центральной и Юго-Восточной Европы. Сохранились художественные изделия фракийцев, скифов, кельтов, остатки античных городов на побережье Чёрного моря (Истрия; Томы, ныне Констанца, и др.), руины дакийских крепостей в горах Трансильвании (Грэдиштя-Мунчелулуй и др.), многочисленные произведения римской скульптуры, ювелирные изделия готов и древних славян. Средневековое искусство Трансильвании развивалось в контакте с искусством католических стран Центральной Европы. Романские церкви (базилики в Чиснэдиоаре, до 1223, и Алба-Юлии, между 1250-90) здесь сменились готическими с массивными стенами, монументальной башней и скупым декором (зальные храмы - св. Михаила в Клуж-Напоке, "Чёрная" церковь в Брашове, XIV-XV вв.). В XIV-XVII вв. строились каменные и кирпичные дома горожан, городские укрепления с воротами и башнями (в Сибиу, Сигишоаре, Брашове). Замки (Бран, 1377, Хунедоара, завершён в XV в.), свободные по планировке, имели иррегулярные внутренние дворы, округлые и квадратные башни, эркеры и т. п. С начала XVI в. под влиянием искусства Возрождения дома стали украшаться ордерными деталями, капеллы в церквах (капелла Лацо в соборе в Алба-Юлии, завершена в 1512) приобрели пышный ренессансный скульптурный декор. В замках сооружались внутренние дворы с аркадами, лоджии и галереи на фасадах. Однако стиль Возрождения не сложился в законченную художественную систему. С начала XVIII в. распространились постройки в стиле барокко, простые и сдержанные по формам и декору (церкви в Клуж-Напоке, Тимишоаре, дворец Брукенталя в Сибиу и др.). В сельских церквах XIV-XVIII вв. использовались отдельные формы архитектуры Молдовы и Валахии. В средневековом изобразительном искусстве Трансильвании переплетались готические и поздневизантийские влияния. Стенописям XIV-XV вв. была свойственна наивная грубоватая выразительность образов. Станковая живопись (известна с XV в.) была близка центрально-европейскому кругу. В XVII в. распространилась надгробная скульптура (плиты с упрощенными рельефными портретными изображениями), в XVIII в. - стенная живопись и алтарная скульптура в стиле барокко. В декоративно-прикладном искусстве особого расцвета достигла художественная обработка металла.         

Средневековое искусство Валахии и Молдовы развивалось под воздействием соседних православных стран - Византии, Сербии и Болгарии. Наряду с крестово-купольными (церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш) здесь строились и однонефные триконховые храмы с притвором и куполами (церковь монастыря Козия, конец XIV в.). В декоре построек Молдовы отдельные готические детали сочетались с узорными поливными керамическими вставками (церковь монастыря Нямц, 1497). В конце XV - начале XVI вв. в церквах Молдовы стали применяться оригинальные подкупольные своды в виде ступенчатых арок на консолях. Высокие, звездчатые в плане барабаны куполов придавали постройкам вертикальную устремлённость. В XIV-XVII вв. велось широкое строительство крепостей и укрепленных монастырей (Нямц, Сучава). Для церковной архитектуры XVI-XVII вв. в Молдове и Валахии характерно тяготение к пышному декоративизму. Церкви Валахии начала XVI в., сложенные из камня и мрамора, покрывались нарядной плоскорельефной резьбой (епископская церковь в Куртя-де-Арджеш). Постоянные войны с Турцией привели к разорению княжеств. Несмотря на зависимость от Турции (XVI-XIX вв.), национальные художественные традиции сохранялись. Скромные кирпичные постройки Валахии XVI-XVII вв. повторяли в упрощенном виде схему декора церквей начала XVI в. (церкви Михай-Водэ и Патриаршая в Бухаресте). В традиционную композицию церквей Молдовы и Валахии в XVI-XVII вв. часто вводился открытый притвор с арками или приземистыми аркадами. Замечательны сельские церкви Молдовы с нависающими высокими кровлями, сплошь покрытые снаружи красочными сюжетными росписями (в монастыре Молдовица. 1532; в селе Воронец, расписана в середине XVI в.). В архитектуре Валахии в конце XVII - начале XVIII вв. сложился так называемый стиль Брынковяну, для которого характерно сочетание традиций народного и средневекового национального зодчества с отдельными элементами ренессанса и барокко (дворец Могошоая близ Бухареста, 1700-02). Традиционные по композиции церкви Молдовы XVII-XVIII вв. часто покрывались плоскорельефной резьбой с европейскими, восточными и национальными орнаментами (церковь "Трёх святителей" в Яссах, 1639). В XVII в. в церквах использовались отдельные элементы барокко, в конце XVIII - начале XIX вв. - классицизма. Выраставшие близ княжеских дворов города Молдовы и Валахии до XIX в. сохраняли облик иррегулярных сельских поселений. В Валахии возводились дома- крепости ("кула") с массивными каменными стенами и окнами в виде бойниц.         

Средневековая живопись Валахии и Молдовы исходила из поздневизантийских традиций. Гибкость рисунка, спокойное повествование и мягкость гаммы сочетались в ней с попытками индивид, характеристики персонажей (миниатюры Евангелия работы Гаврила Урика, 1429; росписи церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш, вторая половина XIV в.). В XVI в. в росписях усилились светское начало, черты репрезентативности и орнаментальности, главным образом в портретах ктиторов (росписи епископской церкви в Куртя-де-Арджеш, около 1526). В наружных стенописях церквей Молдовы появились попытки внести в искусство актуальное содержание (изображение турок среди грешников в сценах "страшного суда"). В живописи Валахии XVII-XVIII вв., проникнутой наивно-непосредственным фольклорным началом (росписи церкви в Филипешти-де-Пэдуре, 1692, живописец Пырву Муту), распространились пейзажные и архитектурные фоны с элементами пространственности (росписи монастыря Хурези, 1694-1704). В иконописи Молдовы и Валахии (с конца XV в.) строгая обобщённость образов сменилась в XVII в. тяготением к орнаментальности. В средневековой скульптуре Молдовы и Валахии преобладала резьба по камню и дереву (каменные надгробные плиты и архитектурные детали, деревянные врата, троны и алтари церквей), для которой характерно богатство геометрических и растительных мотивов. Высокого уровня достигли вышивка (шитые серебром и золотом предметы церковного обихода, часто с выразительными портретными изображениями) и обработка металла.         

С ростом национально-освободительного движения на рубеже XVIII-XIX вв. во всех областях Румынии формируется светское искусство (портреты Н. Полковникула, И. Баломира и др.). Художники середины XIX в. откликаются на революционное движение. Возникают тенденции романтизма и реализма (портреты и пейзажи И. Негулича, Б. Исковеску, патриотические аллегорические композиция К. Д. Розенталя). Подъёму культуры способствовали объединение Молдовы и Валахии (1859) и провозглашение независимого Румынского государства (1877). В реорганизации художественной жизни важную роль сыграл Т. Аман, в творчестве которого сосуществовали романтические, академические, и реалистические черты. В 1870-90-х гг. переживало расцвет искусство демократического реализма (тонкие и свежие по гамме пейзажи и образы людей из народа Н. Григореску и И. Андрееску, близкие барбизонской школе). Социально-критические тенденции проявились в картинах на темы жизни рабочих О. Бэнчилэ и Ж. А. Стериади, политических карикатурах И. Изера и др. В живописи первой трети XX в. поиски новых художественных средств, использование приёмов фовизма, кубизма и экспрессионизма сочетались с интересом к реальному миру, демократическими идеалами (Ш. Лукьян, К. Рессу, Т. Паллади, Н. Тоница, Г. Петрашку, Ш. Димитреску и др.). В 30-х - начале 40-х гг., в период фашизации государственного строя, в искусстве Румынии сложилось антифашистское направление. Переживала расцвет политическая журнальная графика (обличительные рисунки и карикатуры Тоницы, А. Жикиди и др.). В скульптуре конца XIX - первой трети XX вв. академизм сменился тенденциями романтизма (Ш. Йонеску-Валбудя), стилем "модерн" (Д. Пачуря) и неоклассицизмом (И. Жаля, О. Хан, К. Медря). В работах К. Брынкуши поиски лаконизма и символического звучания образов приводили порой к отвлечённости форм.         

В ряде произведений скульптор стремился к современному истолкованию традиций румынского народного искусства. В архитектуре XIX в. отдельные постройки в стиле классицизма сменились во второй половине XIX в. парадными обществ, зданиями в духе европейского эклектизма (Атенеум, Дворец юстиции и др. в Бухаресте). В 1880-х гг. И. Минку обратился к традициям румынского народного зодчества и "стиля Брынковяну". В 1930-х гг. тенденции неоклассики (Дворец Республики в Бухаресте) сменились функционализмом (постройки архитекторов X. Крянгэ и Д. Марку в Брашове и Бухаресте).         

После установления народной власти и провозглашения Народной Республики (1947) в архитектуру внедряются индустриальные методы, строятся новые (Георге-Георгиу-Деж) и реконструируются старые города. На черноморском побережье созданы благоустроенные курорты (Мамая, Эфорие, Мангалия и др.). Новые жилые комплексы отличаются гибкостью пространственной организации, многообразным ритмическим расположением типовых звеньев, вентиляционных и солнцезащитных устройств, декоративным использованием цвета и фактуры панелей (ансамбль Каля Доробанцилор, районы Титан, Пантелимон и др. в Бухаресте). В промышленных и общественных постройках (цирк в Бухаресте, вокзалы в Брашове, Констанце и др.) используются многообразные сборные конструкции. Ведётся реконструкция центров городов (площадь Объединения в Яссах). В новые ансамбли органически вписываются старые архитектурные памятники. Для архитектуры конца 60-х - начала 80-х гг. характерны поиски пластической выразительности целостных объёмов (ансамбль Национального театра имени И. Л. Караджале в Бухаресте), усиливается стремление к современному истолкованию национальных архитектурных традиций (административные центры в Бая-Маре, Ботошани и др.). После землетрясения 1977 восстанавливаются старые и возводятся новые здания. Спроектирован новый административный центр Бухареста.         

В становлении изобразительного искусства социалистической Румынии участвовали многие старейшие мастера (Рессу, Изер, Тоница, Д. Гьяцэ, Жикиди, Жаля, Хан, Медря). В живописи 50-х гг. важное место занимали индустриальные пейзажи, сцены труда и истории революционной борьбы (М. Бунеску, А. Катарджи, Ш. Сёньи и др.). Светлым жизнеутверждением и лёгкостью гаммы отличаются пейзажи, натюрморты и исторические композиции А. Чукуренку, психологизмом и демократизмом образов, драматической выразительностью цвета и фактуры - сцены крестьянской жизни и портреты К. Бабы. Со второй половины 50-х гг. в живописи усилились черты декоративной стилизации (работы К. Пилиуцэ, Б. Ковалиу). Фактурные и колористические искания преобладают в работах В. Сакеларие-Владимиреску, близких по духу народному искусству композициях И. Цукулеску и других, к абстрактному экспрессионизму обратились И. Георгиу, В. Алмэшану. К сюрреализму эволюционировал С. Бэлаша. С конца 60-х гг. в живописи возрождается интерес к предметному миру, усиливаются поиски национального своеобразия, многие художники обращаются к традициям народного искусства (Г. Шару, В. Мэрджинян, И. Сэлиштяну, И. Мусчеляну и др.). В скульптуре выделяются портретные статуи и бюсты работы Жали, Г. Ангела, Р. Лади, Б. Караджи, Хана, станковые композиции и монументы Медри, Г. Виды, Ю. Оницы, символические образы и портреты И. Иримеску, З. Бэйкояну и др. К традициям средневековой и народной скульптуры обращаются С. Раду, Г. Илиеску, И. Власиу. Высокого уровня достигли станковая и книжная графика, плакат (В. Добриан, В. Казар, П. Эрдёш, Ф. Кордеску, Ч. Дамадьян, М. Кирноагэ, В. Мунтяну, И. Молнар и др.), монументально-декоративное искусство (мозаики Э. Попа, В. Мэрджиняна, И. Бицана и др.). В декоративно-прикладном искусстве поиски современных форм и выразительных возможностей материалов сочетаются с обращением к традициям народного искусства.




"Мыслитель из Чернаводы". Терракота. Третье тысячелетие до н.э. Национальный музей древностей. Бухарест.



Церковь в с. Воронец. 1488 - 1547.
Церковь в с. Воронец. 1488 - 1547.



Гаврил Урик. Миниатюра Евангелия. 1429. Библиотека Бодли. Оксфорд.
Гаврил Урик. Миниатюра Евангелия. 1429. Библиотека Бодли. Оксфорд.



Деталь надгробной пелены с портретом Марии Мангупской. Шитьё золотом и серебром. 1477 - 1478. Монастырь Путна.
Деталь надгробной пелены с портретом Марии Мангупской. Шитьё золотом и серебром. 1477 - 1478. Монастырь Путна.



К. Медря.
К. Медря. "Материнство". Камень. 1954. Мамая.

Литература: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; ВИА, т. 3-5, 7, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; Г. Опреску, Народное искусство Румынии, пер. с франц., М., 1960; М. Т. Кузьмина, Искусство Румынии, М., 1966; Румынская живопись в образах, Бухарест, 1971; И. Е. Светлов, Современная румынская скульптура, М., 1974; Ionescu G., Istoria arhitecturпп оn Romвnia, v. 1-2, Buc., 1963-65; Istoria artelor plastice оn Romвnia, v. 1-2, Buc., 1968-70; Theodorescu R., Itinerarii medievale, Buc., 1979.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Румыния" в других словарях:

  • Румыния — гос во на Ю. В. Европы. В первых веках н. э. территория совр. Румынии была окраиной Рим. империи, где местное население, смешавшееся с рим. переселенцами, называли романи (от латин. romanus римский ). В 1861 г. впервые образовалось гос во,… …   Географическая энциклопедия

  • Румыния — Румыния, Бухарест. Белый дом. РУМЫНИЯ, государство на Юге Европы, в бассейне нижнего Дуная, на Востоке омывается Черным морем. Площадь 237,5 тыс. км2. Население 22,8 млн. человек, в том числе румыны (89%), венгры (7%). Официальный язык румынский …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Румыния — (Romania), гос во в Юго Вост. Европе. С 15 в. часть Османской империи, господству к рой в этом регионе бросили вызов Россия и Австрия. В 1812 г. Россия установила контроль над Сев. Вост. Молдавией (Бессарабия), и в течение последних 40 лет… …   Всемирная история

  • РУМЫНИЯ — РУМЫНИЯ. Площадь Р. составляет 295 000 клг2, население в 1930 г. ок. 18 млн., из которых 11,8 млн. румыны, остальное же население в порядке убывающей численности состоит из венгров, евреев, русских, немцев, болгар, турок, поляков, татар и прочих… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Румыния — государство на юге Европы, в бассейне нижнего Дуная, на востоке омывается Чёрным морем. Площадь 237,5 тыс. км2. Население 22,8 млн. чел. Столица Бухарест …   Исторический словарь

  • Румыния —         (Romania),Cоциалистическая Pеспублика Pумыния (Republica Socialista Romania), гос во в юж. части Eвропы, в осн. в басс. ниж. Дуная. Ha B. омывается Чёрным м. Граничит c CCCP, НРБ, СФРЮ, BHP. Пл. 237,5 тыс. км2. Hac. 22,7 млн. чел. (1985) …   Геологическая энциклопедия

  • румыния — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РУМЫНИЯ — (Romania), Социалистическая Республика Pyмыния (Republica Socialists Romania), СРР, гос во на Ю. Европы. Пл. 237,5 ч. км2. Нас. 22,6 млн. ч. (1983). Столица Бухарест (1,95 млн. ж., 1983). Р. социалистич. гос во, развитая индустр. aгp. страна.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РУМЫНИЯ — Площадь 238 тыс.кв.км, население 23 млн.человек (1990). Развитая индустриально аграрная страна. Основное направление сельского хозяйства производство зерновых, технических культур, садоводство, виноградарство. В структуре валовой продукции сельс …   Мировое овцеводство

  • Румыния — (România)         Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România).          I. Общие сведения          Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»