Росси Карл Иванович


Росси Карл Иванович
Росси Карл Иванович
        (1775-1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802-03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806-архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в "Экспедицию кремлёвского строения" в Москву (московские постройки Росси не сохранились). В 1815 вернулся в Петербург. С 1816 - один из главных архитекторов "Кабинета для строений и гидравлических работ". Создал на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга (см. Ленинград), которые во многом определили облик центральной части города. После сооружения живописного дворцово- паркового комплекса на Елагином острове (1818-22) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25; ныне здание ГРМ) и торжественный ансамбль Михайловской площади (ныне Искусств площадь) и Михайловской ул. (ныне ул. Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Росси интерьеры Михайловского дворца (сохранились частично, в том числе Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Росси изменил направление Морской ул. (ныне ул. Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816-34 в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина) Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, состоящий из Театральной ул. (ныне ул. Зодчего Росси), Александрийской площади (ныне Островского площадь) и Чернышёва моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последней крупной работой - здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) - Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым).



Михайловский дворец в Петербурге (ныне Русский музей). 1819 - 1825.
Михайловский дворец в Петербурге (ныне Русский музей). 1819 - 1825.

Литература: В. И. Пилявский, Зодчий Росси, М.-Л., 1951; М. З. Тарановская, К. Росси, Л., 1980.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Росси Карл Иванович" в других словарях:

  • Росси, Карл Иванович — Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi …   Википедия

  • Росси, Карл Иванович — архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Росси Карл Иванович — (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Росси Карл Иванович — [18(29).12.1775, Петербург, ‒ 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… …   Большая советская энциклопедия

  • РОССИ Карл Иванович — (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Росси Карл Иванович —       (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Росси Карл Иванович — Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии ; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… …   Биографический словарь

  • Росси Карл Иванович — (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… …   Энциклопедический словарь

  • Росси, Карл Иванович — К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Росси Карл Иванович — Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Росси Карл Иванович» >>