Романский стиль


Романский стиль
Романский стиль
        художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.         

Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI - начале XII вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере - сосредоточенные на капителях колонны. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.         

В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям "звериного стиля"). Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии". В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье); в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль).         

В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период - культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв. были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе); широко применялась так называем. связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия имперской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области; бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в "оттоновский период" (вторая половина X - первая половина XI вв.). В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила каменная и стукковая скульптура.         

В Италии элементы романского стиля раньше всего зародились в ломбардской школе, где уже в IX-X вв. сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане; соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др.). Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства. В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль. Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции.         

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). Культова архитектура часто следовала французским "паломническим" прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.         

В Англии (главным образом после нормандского завоевания 1066) развился романский стиль, в архитектуре которого традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей. Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в XII-XIII вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв.). Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).



Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093 - 1156.
Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093 - 1156.




"Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Около 1130.



Св. Григорий Великий
Св. Григорий Великий". Лицевая миниатюра из манускрипта "Письма св. Григория". Вторая половина 12 в. Национальная библиотека. Париж. "Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета". Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). Вторая четверть 13 в.



Христос Пантакор из сцены Ветхого завета.
Христос Пантакор из сцены Ветхого завета.

Литература: ВИИ, т. 2 (кн. 1), М., 1960; ВИА, т. 4, Л.-М., 1966; Grabar A., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11th to the 13th century, N. Y., 1958; Demus O., Romanische Wandmalerei, Mьnch., (1968); Fillitz H., Das Mittelalter, Bd 1, В., 1969; Romanesque art in Europe, ed. by G. Kunstler, N. Y., 1973; Schapiro M., Romanesque art, L.-N. Y., 1977; Swiechowski Z., Nowak L., Guminska В., Sztuka romanska, Warsz., 1976.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Романский стиль" в других словарях:

  • Романский стиль — Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. romanus  римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X …   Википедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые… …   Современная энциклопедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных …   Энциклопедия культурологии

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Романский стиль —    стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Архитектурный словарь

Книги

  • Стили в мебели, Соболев Н.Н.. Книга профессора Н. Н. Соболева посвящена предметам мебели в их историческом развитии. Воспроизведенная в иллюстрациях в настоящей книге мебель представляет предметы обстановки наиболее… Подробнее  Купить за 758 руб
  • Стили в мебели, Н. Н. Соболев. Книга профессора Н. Н. Соболева СТИЛИ В МЕБЕЛИ посвящена предметам обмеблировки в их историческом развитии. Воспроизведенная в иллюстрациях к настоящей книге мебель представляет предметы… Подробнее  Купить за 743 руб
  • Элоиза и Абеляр, Режин Перну. История жизни Элоизы и Абеляра - это история возвышенной любви, пережитой и эпоху Тристана и Изольды. Ее так много раз пересказывали, особенно в XVIII-XIX веках, что в чем-то она даже… Подробнее  Купить за 590 руб
Другие книги по запросу «Романский стиль» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.