- Ривера Диего
- Ривера Диего
(Rivera) (1886-1957), мексиканский живописец. Один из основателей мексиканской школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1896-1902). В 1907-21 жил в Европе, учился в АХ в Мадриде (1907), работал в Париже (1909-21), посетил Италию (1920-21). В 1927-28 и 1955-56 бывал в СССР. В 1930-34 и 1940 работал в США. В монументальной живописи видел средство агитации, пропаганды и просвещения, утверждения труда, революционной борьбы. Росписи Риверы открыто публицистичны, историко-познавательны, политические и философские идеи персонифицируются в легко узнаваемых портретных или символических изображениях. Стремясь к наиболее доступности искусства, Ривера выработал свой стиль на основе традиций итальянского Возрождения, к которым затем добавился интерес к искусству Древней Мексики. Пластически мощные фигуры и группы объединены плоскостной композицией, орнаментальным ритмом линий и цветовых пятен. Цикл росписей в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922-23) создан в технике энкаустики (см. Восковая живопись), в строгой неоклассической европейской манере. В традиционной технике фрески выполнены росписи - Министерства просвещения (1923-29) и Министерства здравоохранения (1929-30), отеля "Прадо" (1947-48), все - в Мехико, Национальной сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926-27), дворца Кортеса в Куэрнаваке (1929-30), Института искусств в Детройте (1932-33). Европейские и мексиканские элементы сливаются воедино в росписях верхнего яруса Национального дворца в Мехико (1940-50-е гг.), воссоздающих облик Древней Мексики, трудовую жизнь и классовые конфликты её народов. Здесь найдено точное соотношение между поэтической фантазией и убедительностью исторического повествования, глубокой перспективой дальнего плана и плоскостной декоративностью переднего, причудливым своеобразием древнего искусства и обобщённостью современного художественного языка. Поздние фрески, мозаики и рельефы насыщены разнообразной, в том числе политической, информацией, разнородные сцены, мотивы, эмблемы, надписи объединены общим символическим смыслом. В поздней фасадной живописи синтетическими материалами, часто включающей мозаику и рельеф, обилие мотивов подчиняется общему декоративному замыслу (театр "Инсурхентес", 1951-53, Олимпийский стадион в Мехико, 1952-53). Литература: Л. Осповат, Д. Ривера, М., 1969.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.