- Резцовая гравюра
- Резцовая гравюра
(нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников и ювелиров, привело (очевидно, в первой половине XV в.) к появлению собственно резцовой гравюры. Первые примеры резцовой гравюры - наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен и т. п., распространявшиеся в долине р. Рейн, в Эльзасе и Нидерландах. Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в XV в. в работах анонимных мастеров (мастер ES) и достигло расцвета к концу XV в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в XVI в. в Нидерландах (Лука Лейденский), в XVII в. во Франции (Р. Нантёй и др.). Мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, бытовых деталей, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения. Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако известная ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы), её исключительная трудоёмкость привели в XVII в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. Областью резцовой гравюры, сохранявшейся за ней до XIX в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (так называемых увражей).
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в XVI в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце XVII в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В XVIII в. видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов. В XIX в. в петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана. В начале XIX в. особым видом была "очерковая" (контурно-линейная) резцовая гравюра, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, резцовые гравюры итальянского мастера Т. Пироли по рисункам Дж. Флаксмена): в России совершенства в этом виде достиг Ф. П. Толстой. С развитием фотомеханичских способов репродукции резцовая гравюра в значительной мере утрачивает своё значение; со второй половины XIX в. она применяется в основном при изготовлении государственных бумаг, денежных знаков и т. п. Разновидности резцовой гравюры на стали (первая половина XIX в.), органическом стекле или пластмассе (XX в.) не имели для искусства большого значения. Вместе с тем в XX в. выдвигается ряд крупных мастеров резцовой гравюры в её "чистом" виде (Д. И. Митрохин в СССР, Ж. Лабурер во Франции, Д. Галанис в Греции и др.).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.