- Псевдоготика
- Псевдоготика
(от греч. pseudos - ложь и готика), также ложная готика, направление в европейской архитектуре XVIII-XIX вв., стремившееся к возрождению формального декора и (в ряде случаев) конструктивных особенностей готики. Зарождение псевдоготики (особенно в Великобритании) связано с предромантическими веяниями: с расцветом садово-паркового искусства, тягой к природе и естественной живописности, поэтизацией средневековья. К ранним памятникам псевдоготики относятся искусственные руины, беседки и часовни, виллы. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования памятников средневекового зодчества способствовали превращению псевдоготики в одно из главных течений в эклектической архитектуре первой половины XIX в. (в Великобритании - архитекторы О. Пьюджин, Ч. Бэрри, в Германии - К. Ф. Шинкель). В России псевдоготика, развивавшаяся первоначально в усадебном строительстве (архитекторы Ю. М. Фельтен и др.), в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова сочеталась с отдельными мотивами средневекового русского зодчества. Для европейской псевдоготики середины и второй половины XIX в. (в Великобритании - Дж. Г. Скотт, Дж. Стрит, У. Баттерфилд и др., во Франции - Э. Э. Виолле-ле-Дюк) характерно применение чугунных конструкций и полихромии. Стремление к возрождению свойственной средневековью целостности художественного мышления (труды писателей и теоретиков искусства середины и второй половины XIX в. - Дж. Рёскина, У. Морриса, Виолле-ле-Дюка) и осознание эстетической ценности готической каркасной конструкции стали впоследствии одной из характерных прогрессивных черт неоромантических течений конца XIX-XX вв.
Парламент и часовая башня ("Биг Бен") в Лондоне. 1840 - 1868. Архитекторы Ч. и Э. Бэрри и др.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)псевдого́тика(ложная готика), направление в архитектуре второй пол. 18 в., возрождающее формы готики; ранний этап неоготики. Некоторые русские и западноевропейские архитекторы, увлекшись романтикой Средневековья, возводили храмы, дворцовые здания, садовые павильоны, в отделке, а иногда и в конструкции которых использовались элементы готической архитектуры. Стрельчатые арки, причудливый рисунок устремлённых ввысь линий, нарядность и красочность «кирпичной готики» увлекали В. И. Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775—85), М. Ф. Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775—82), Ю. М. Фельтена (Чесменский дворец с церковью Св. Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге, 1774—80;), братьев И. В. и П. В. Неёловых и др. зодчих. Некоторые здания строились так, что напоминали поэтичные и загадочные древние руины (Русалкины ворота в Царицыно В. И. Баженова, Башня-руина в Царском Селе Ю. М. Фельтена, 1771—73).
В. И. Баженов. Фигурные ворота и Оперный дом. 1775—85 гг. Царицыно
М. Ф. Казаков. Петровский путевой дворец. 1775—82 гг. Москва(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.