Пиросманашвили Нико

Пиросманашвили Нико
Пиросманашвили Нико
        (Николай Асланович) (1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивного стиля.         

Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.         

Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдове бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типорафии, затем ущёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.         

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманишвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили. В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения, и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю, и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал вывеску. Сам, однако, особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.         

В той среде, в которой Пиросманишвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому спопобствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама».         

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеенке. Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.         

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также художник Михаил Ле Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманишвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учёбы в Германии Давид Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.         

В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.         

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманишвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманишвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.         

Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.         

Легенды о знакомстве Пиросманишвили с классиком грузинской поэзией Важа-Пшавелой и влияние последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманишвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас) и о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите не получают документального подтверждения.         

Наибольшие собрания работ Пиросманишвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учрежден дом-музей художника.         

Существенная часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.         

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и потртет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.         

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.         

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены предствляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.         

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».




"Дворник". Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.



Актриса Маргарита 1909 г.
Актриса Маргарита 1909 г.



Жираф 1900-е гг.
Жираф 1900-е гг.

Литература: К. М. Зданевич, Н. Пиросманашвили, М., 1964; Ш. Амиранашвили, Н. Пиросманашвили. Альбом, М., 1967; Э. Кузнецов, Пиросмани, Л., 1984.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Пиросманашвили Нико" в других словарях:

  • Пиросманашвили Нико — (Николай Асланович) [1862(?), село Мирзаани, ныне Цителцкаройского района,‒ 5.5(?).1918, Тбилиси], грузинский художник самоучка. Представитель примитивизма. Работал в Тбилиси. Писал вывески для духанов столовых и увеселительных заведений города и …   Большая советская энциклопедия

  • ПИРОСМАНАШВИЛИ Нико — ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862? 1918), грузинский живописец, примитивист (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно поэтическим видением мира, создал величаво торжественные произведения …   Энциклопедический словарь

  • ПИРОСМАНАШВИЛИ Нико — ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (1862? 1918) грузинский живописец, примитивист. Самоучка Пиросманашвили, обладая непосредственным наивно поэтическим видением мира, создал величаво торжественные произведения, отличающиеся… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пиросманашвили, Нико — Н. Пиросманашвили. Кутеж трёх князей . Музей искусств Грузии. Тбилиси. ПИРОСМАНАШВИЛИ (Пиросмани) Нико (1862? 1918), грузинский живописец примитивист. Самоучка. Обладая непосредственным наивно поэтическим видением мира, создал произведения,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пиросманашвили Нико (Николай Асланович) — Пиросмани (около 1862  1918), грузинский живописец самоучка. Писал в наивно примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредственным поэтическим видением мира, создал величаво… …   Энциклопедический словарь

  • Нико Пиросмани — ნიკო ფიროსმანი Имя …   Википедия

  • Нико Пиросманашвили — Нико Пиросмани Имя при рождении: Николай Асланович Пиросманашвили ნიკო ფიროსმანაშვილი Дата рождения: 1862 Место рождения: Мир …   Википедия

  • Нико Пиросманишвили — Нико Пиросмани Имя при рождении: Николай Асланович Пиросманашвили ნიკო ფიროსმანაშვილი Дата рождения: 1862 Место рождения: Мир …   Википедия

  • Пиросманашвили — Нико Пиросмани Имя при рождении: Николай Асланович Пиросманашвили ნიკო ფიროსმანაშვილი Дата рождения: 1862 Место рождения: Мир …   Википедия

  • Пиросманашвили, Николай Асланович — Нико Пиросмани Имя при рождении: Николай Асланович Пиросманашвили ნიკო ფიროსმანაშვილი Дата рождения: 1862 Место рождения: Мир …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»