- Партийность
- Партийность
искусства, идейная направленность художественного творчества, выражающая интересы определенных классов и социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого искусства, так и в личных и обществ, позициях и взглядах, поведении художника.
Партийность есть выражение классового характера искусства, его социальной и политической тенденции. Не всякий художник отчётливо сознаёт классовый характер и социальный смысл своего творчества, в том числе своих идеалов, произведений, взглядов. Классовое содержание произведения искусства может проявляться в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности духовным ценностям, которые так или иначе связаны с определенными классовыми устремлениями. Партийность искусства выделяется среди этих явлений тем, что она прежде всего представляет собой результат осознанных политических и классовых идеалов, связанных с деятельностью какой-либо партии или социально-политической группы.
Партийность свойственна художественному творчеству на всём протяжении истории классовых антагонистических обществ. В рабовладельческом и феодальном обществах, когда ещё не было политических партий в их современном виде, в художественном творчестве выражались интересы различных политических группировок и находили отображение интересы угнетённых масс. С возникновением пролетариата и буржуазии партийность искусства приобрела качественно новый характер и более значительную роль в классовой и идейно-политической борьбе. Выступление пролетариата как революционной силы, способной свергнуть буржуазию и завоевать политическую власть, возникновение марксизма-ленинизма - научной идеологии пролетариата, организация партии рабочего класса позволили противопоставить интересам буржуазии и других господствующих классов интересы рабочего класса и всех трудящихся масс как в сфере политики, так и в области научного и художественного творчества. Принцип партийности становится общим принципом анализа и оценки всех общественных явлений. Искусство как форма общественного сознания органически и неразрывно связано с политикой и философией. Поэтому пролетарский художник должен овладеть научным материалистическим мировоззрением, знать объективные законы общественного развития, бороться за торжество великих идей коммунизма. Стоять на позициях коммунистической партийности в искусстве - значит настойчиво изучать жизнь, уметь глубоко раскрыть сущность социально-исторических явлений, уметь заметить ростки нового, прогрессивного и способствовать его утверждению в жизни. Коммунистическая партийность есть высшее выражение исторической правды. Поэтому в советской литературе и искусстве принцип партийности является неотъемлемым качеством социалистического реализма. У советских художников и писателей единая цель - построение коммунистического общества. Принцип партийности органически связан с народностью искусства. Осуществление в творческой практике принципа партийности есть выражение интересов трудящихся масс, изображение народа как подлинного творца истории, создателя материальных и духовных ценностей. Идеологи империализма, лицемерно прикрываясь идеей беспартийности, надклассовости художественного творчества, стремятся использовать искусство и литературу для пропаганды капиталистического образа жизни, идей насилия, для морального растления масс. Отрицая партийность на словах, они на деле реализуют принцип буржуазной партийности, защищая интересы эксплуататорских классов в капиталистическом обществе.
Впервые принцип партийности художественного творчества был чётко определён В. И. Лениным. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905) Ленин вскрыл лицемерие идеологов буржуазии в их рассуждениях о свободе творчества: "Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка..." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104). Ленин уже тогда поставил задачу противопоставить лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. При этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художественное творчество требует "...большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию" (там же, с. 101). Партийность не противоречит свободе творчества, а является её проявлением. Она предоставляет художнику творческую свободу в выборе художественных средств, приёмов и форм для наиболее совершенного воплощения жизненного содержания.
Осуществляя руководство художественным творчеством, КПСС видит в принципе партийности условие глубокого проникновения искусства в сущность социальных процессов, яркого и убедительного воплощения жизненных явлений, общественных отношений и человеческих характеров, активного участия искусства в борьбе за построение коммунистического общества. "Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства" - подчёркивалось на 26-м съезде КПСС (Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, с. 63).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.