- Ордера
- Ордера
(от лат. ordo - порядок) архитектурные, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племён и областей: дорический, ионический, коринфский (разновидность дорического ордера - тосканский, коринфского и ионического - композитный). Прототипом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной, камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом ионического ордера - постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Оба они встречаются уже в VI-V вв. до н э. С IV в. до н. э. известен коринфский ордер. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек. Ордерные принципы помогли созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения. Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия, который для измерения высоты отдельных частей кладёт модуль - половину диаметра ствола колонны у её основания. Возможности различного (иногда даже условного) применения ордеров для характеристики древних архитектонических систем (например, стены) во многом обусловливают индивидуальность древне- греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение ордеров в разные исторические эпохи (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли тосканский ордер и композитный ордер (коринфские капители сочетаются с ионическими волютами). В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (известны ещё в Древней Греции); применялись также ордер или отдельные его элементы в сочетании со сводчатыми или арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения). Мало использовавшиеся в средние века ордера вызывают большой интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения, (впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции и др. Сравнительно свободное употребление ордеров в XV в. сменяется более строгим их применением в XVI в. В русской архитектуре элементы ордеров встречаются со времён владимиро-суздальского зодчества, а в XVIII в. ордерные формы применяются широко и своеобразно (архитекторы В. И. Баженов, М. Ф. Казаков и другие). В XX в. использование (преимущественно декоративное) ордера характерно для архитектуры, связанной с тенденциями неоклассицизма.
Ордера архитектурные: А - дарический; Б - ионический; В - коринфский; 1 - карниз; 2 - фриз; 3 - архитрав; 4 - капитель; 5 - ствол колонны; 6 - база.
Литература: Витрувий, Десять книг об архитектуре, (пер. с лат. и итал.), т. 1, М., 1936; Л. Альберти-Б., Десять книг о зодчестве, (пер. с итал. и лат.), т. 1-2, М., (1935-37); Д. В. Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер с итал., М., 1939; В. Ф. Маркузон, Архитектурные ордера - Происхождение ордеров, в кн.: ВИА, 2 изд., т. 2, М., 1973.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.