- Оклад
- Оклад
декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады выполнялись из золота, серебра, золочёной или серебрёной меди, украшались чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, а также жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией. Древнейшие книжные оклады из слоновой кости известны с VII-VIII вв., металлические - с IX-X вв. Оклады на иконах были распространены преимущественно в странах православного культа. Ранние русские оклады (один из древнейших образцов - оклады иконы "Пётр и Павел", XI-XII вв., Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник) закрывали лишь фон и поля иконы; с последней четверти XVII в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов и оставляющие открытыми только лики и руки иконных образов.
Оклад иконы "Одигитрия" из Архангельского собора Московского Кремля. Золото, эмаль. Около 1560. Оружейная палата. Москва.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)окла́дв искусстве, декоративное покрытие на иконе или книжном переплёте из золота, серебра, золочёной и серебрёной меди, обычно украшенное чеканкой, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями и т. п. Оклады применялись с 9—10 вв. в Византии, позднее на Руси. Первоначально закрывали только фон иконы. С последней четверти 17 в. создавались глухие оклады, выполненные из цельных металлических листов, которые оставляли открытыми только лик и руки иконных образов.
Оклад иконы «Богоматерь Одигитрия». Ок. 1560 г.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.