Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич
Нестеров Михаил Васильевич
        (31 мая 1862 — 18 октября 1942) — русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).         

Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.         

— Михаил Нестеров         

Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 г. в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров (1818 −1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплое, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.         

До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии. Его воспоминания о детстве всегда проникнуты были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему тому, что его тогда окружало — родному дому с традиционным русским укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, еще ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к ее красоте, восприимчивость к ее великому языку».         

Осенью 1874 по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.         

В 1877 г. по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 г. Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.         

В Училище Нестеров пробыл три года. В 1881 г. переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова.         

Петербургская академия разочаровала молодого художника, который в 1882 г. вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет угасающего наставника.         

В 1882 г. Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Лето 1883 г. провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. С 1884 г. писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Прием послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений Пушкина, для сказок и былин).         

В 1885 г. за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 80-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе. Его работы этого периода: «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».         

Летом того же года Нестеров вопреки воли родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского. В 1886 г. за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.         

В мае 1886 г. у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М. И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 г. им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.         

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.         

В этой картине, которая дала начало целой веренице изображений девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Неизменные составляющие нестеровского пейзажа, повторяющихся в бесконечных вариациях на его картинах — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворенная природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.         

Следующей работой, раскрывающей душевную красоту и глубокую безысходную скорбь русской женщины, стала картина «За приворотным зельем»(1888). В основе её лежит тема неразделенной любви — на полотне изображена молодая девушка, пришедшая к старому колдуну-мельнику в надежде приворожить «зельем» любимого и нелюбящего или разлюбившего её человека.         

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 гг. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. На картине изображён старец-монах, ушедший от мирской суеты и нашедший счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.         

Зрителю передавалось теплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную елочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким еще снежком         

— писал о картине Дурылин.         

Поразительна глубокая внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах. Знаменательно, что еще до открытия выставки «Пустынник» был приобретен П. М. Третьяковым. На полученные за картину деньги в 1889 г. Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на юного художника сильнейшее впечатление.         

Я и теперь дивлюсь, как мое молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления.         

— вспоминал Нестеров много лет спустя. Во время этого путешествия была написан «Остров Капри». В этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею», сохранившаяся в альбоме набросков острова Капри. Знаменательно, что чем ближе к концу альбома, тем более русские темы вытесняют итальянские зарисовки.         

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.         

Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убежден в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:         

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.         

Картина стала первым из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.         

С 1889 художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 г. стал членом товарищества.         

В 1890 г. «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Поражённый художественным талантом ее автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.         

В Киеве Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с работавшим вместе с ним во Владимирском соборе В. Васнецовым. Несмотря на то, что тогда участие настоящего художника в подобных работах считалось чем-то ниже его достоинства, именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность. Тем не менее он сам всегда весьма сурово высказывался о своей церковной живописи. Необычным для фресковой живописи того времени было изображение святых на фоне природы.         

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе. По объему работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX. Абастуманский храм произвел большое впечатление на современников, однако сам Нестеров был недоволен своей работой.         

Менее сурово он оценивал свою работу в московской Марфо-Мариинской обители, которой увлёкся несравненно больше, чем росписью в Киеве и Абастумане. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи — вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию 1908—1911 гг.         

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной. Интересно, что в своё время шла даже речь об участии Нестерова в росписи православного собора в Варшаве. Однако художнику не очень понравилась эта затея — он не одобрял идею строительства православного храма в польской Варшаве, поскольку видел в ней         

…подчеркнутую тенденцию русификаторства: нарочито русский стиль, нарочито русские художники. Участие в Варшавском соборе было именно тем случаем, когда искусство требовалось правящим сферам только как средство «пропаганды». Таким средством Нестеров быть не хотел.         

— так писал об отказе художника Дурылин.         

Работа при росписи храмов наложила отпечаток на все творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «святой Руси». В 1895 г. была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). На ней изображены два монаха, представители двух разных типов: первый — молодой и высокий, будущий книжник и догматик в плохом смысле этого слова, заботящийся не о спасении своей души, а о монастырской карьере, и второй — сгорбленный старец, чуждый всякого честолюбия, всецело углублённый в Священную книгу, полный детского восторга и радости бытия. Детали одной фигуры буквально во всем противопоставлены другой. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников.         

В 1901 г., желая углубить свое знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они еще долго звучали на его картинах.         

Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:         

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с елочками да березами, а в собеседники дает им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.         

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.         

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.         

В 1907 г. в Петербурге и Москве были организованы большие персональные выставки Нестерова, имевшие исключительный успех. В целом экспонировалось 85 произведений (картины, церковные работы и портреты), из них для художника особенно дорогими были два: «Святая Русь» и «Дмитрий Царевич убиенный»(1899). Замысел второй из них был навеян знакомым художнику с детства сказанием об убиении Дмитрия Царевича Угличского, а также «Борисом Годуновым» Пушкина — его любимым произведением. В поисках «преданий старины глубокой» Нестеров посетил старинные русские города, в том числе Углич, где увидел много древних икон и изображением царевича, а также пелену, расшитую матерью в память об убиенном сыне. Немаловажен факт, что когда художник работал над этой картиной, его 12-летняя дочь Ольга тяжело заболела и находилась на пороге смерти. Название картины Нестеров снабдил пояснением: «По народному поверью, души усопших десять дней пребывают на земле, не покидая близких своих». Дмитрий на полотне изображён мёртвым, не касаясь ногами луга, он посещает те места, где протекала его короткая жизнь. Картина насквозь пронизана мистицизмом и православным молитвенным духом. Нестеров использовал в ней элементы иконы — композиционное расположение фигуры Дмитрия (он весь изображён как предстоящий перед Христом), нимб над его головой и Спас в небе, благословящий Царевича. Картиной этой художник дорожил не меньше, чем «Отроком Варфоломеем».         

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах, „На горах“ и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа „На горах“ (1896). За ней последовали „За Волгой“, „Великий постриг“ (1897- −1898), „На Волге“ (1905), „Думы“ (1901), „Усталые“, „Лето“, „Одинокие“, „Две сестры“. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская „любовь-жалость“ автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.         

Среди произведений этого цикла особо выделяется картина „Великий постриг“, имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. Полотно встретило тёплый приём у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.         

Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Эта картина — „Два лада“ (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: „Порой веселой мая…“. На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. В 1905—1906 гг. художник написал еще несколько полотен, главной темой которых является единство человека и природы. В этот период, кроме картин „Два лада“ и упомянутой выше „За Волгой“, были созданы еще „Лето“ и „Свирель“.         

Революция 1917 г. стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 г. художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.         

Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно „Душа народа“ (1915—1916, первоначальные названия: „Христиане“, „На Руси“), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как охарактеризовал он идею этой картины:         

У каждого свои „пути“ к Богу, свое понимание его, свой „подход“ к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя…»         

. На картине изображен собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей — объединенных одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времен аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алеши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».         

В послереволюционное время Нестеров все чаще обращается в своем творчестве к портрету. В девяностые годы и в начале XX века портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины. Дурылин писал, что         

Нестеров с молоду и до старости был убежден, что ядро внутренней действительности — в портрете ли, в картине ли — всегда заключено в лице человеческом: из огня или пламени глаз, из теплой улыбки или смеха уст идет электрический ток действенности, приводящий в действие всю фигуру и все соприкасающееся с ней на картине.         

Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 г. За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах». Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в черной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке, известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алеши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника.         

О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдет в монастырь. А вот эта девушка — не уйдет. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.         

— вот что сказал А. М. Горький по поводу этой картины.         

Как портретиста Нестерова привлекали также выдающиеся люди его века: ученый Алексей Северцев, художник, учитель и друг Нестерова Виктор Васнецов, архиепископ Антоний Волынский («Архиерей» 1917), художники браться Корины (1930), скульпторы Шадр (1934) и Мухина, мыслители П. Флоренский и С. Булгаков («Философы» 1917), И. Ильин («Мыслитель» 1921—1922), писатели М. Горький и Лев Толстой (1907), хирург Юдин (1935), физиолог Иван Павлов (1935), архитектор Иван Щусев, польский пейзажист Ян Станиславский (который был близким другом Нестерова и которого Нестеров очень ценил как художника, называя его «польским Левитаном») и другие.         

Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время — это портретная живопись. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.         

Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени .         

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена живым интересом и имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова.         

В 1938 году М.В. Нестеров был арестован и провел две недели в бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н. Шретер был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника, О.М. Нестерова была отправлена в ссылку в Джамбул.         

Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября 1942 г. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.




"Пустынник". 1888 - 1889. Третьяковская галерея. Москва.



«Видение отроку Варфоломею»
«Видение отроку Варфоломею»



«Святая Русь», 1901-06
«Святая Русь», 1901-06



В. Васнецов
В. Васнецов



Всадники
Всадники



На Руси. Душа народа. 1914—1916
На Руси. Душа народа. 1914—1916



Философы (Флоренский и Булгаков), 1917
Философы (Флоренский и Булгаков), 1917



Великий постриг.
Великий постриг.



Святой Сергий Радонежский
Святой Сергий Радонежский

Сочинения: Давние дни. Встречи и воспоминания, (2 изд.), М., 1959; Из писем, Л., 1968.

Литература: И. И. Никонова, М. В. Нестеров, 2 изд., М., 1984.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Нестеров Михаил Васильевич" в других словарях:

  • Нестеров, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Нестеров …   Википедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Нестеров Портрет работы Виктора Васнецова Дата рождения: 31 мая 1862 Место рождения: Уфа Дата смерти: 18 октября 1942 …   Википедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — живописец. Родился в 1862 г. в Уфе, в интеллигентной купеческой семье, интересовавшейся искусством. В московском училище живописи и зодчества его руководителем был Перов . За картину До Государя челобитчики получил звание классного художника.… …   Биографический словарь

  • Нестеров Михаил Васильевич — [19(31).5.1862, Уфа, ‒ 18.10.1942, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒81 и 1884‒1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова …   Большая советская энциклопедия

  • Нестеров Михаил Васильевич — (1862 1942), рус. сов. художник. В 1893 в изд. дешевой общедоступной б ки А. Д. Ступина (повторенном в 1897) вышла «Песня про...купца Калашникова» с илл. Н., созданными в 1888 (подлинники не сохранились). Изд. полностью оформлено Н.: обложка, 5… …   Лермонтовская энциклопедия

  • НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич — (1862 1942) российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880 1910 х гг. ( Видение отроку Варфоломею , 1889 90, На Руси , 1916); писал глубокие,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нестеров Михаил Васильевич — (1862 1942), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Создал поэтические религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880  1910 х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889 1890, «На Руси», 1916); писал глубокие,… …   Энциклопедический словарь

  • Нестеров, Михаил Васильевич — М.В. Нестеров. Портрет А.Н. Северцова. 1934. Третьяковская галерея. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862 1942), российский живописец. С конца 1880 х гг. в поисках духовно религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветленной и чистой… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Нестеров Михаил Васильевич — (1862, Уфа — 1942, Москва), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в (1877—81 и 1884—86) у , , И.М. Прянишникова, в петербургской Академии художеств (1881—84) у П.П. Чистякова. В 1886—89 и с 1911 жил …   Москва (энциклопедия)

  • Нестеров, Михаил Васильевич — (19(31).05.1860, Уфа 18.10.1942, Москва)    живописец, акад. (1898). Засл. деят. иск в РСФСР. Родился в купеческой семье. Закончил Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества (1886; учителя В.Г.Перов, А.К . Саврасов, И.М.Прянишников, В.Е. Маковский) …   Уральская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»