- Назарейцы
- Назарейцы
(нем. Nazarener), прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 в Вене "Союз св. Луки" ("Lukasbund"). Полуироничное наименование Назарейцев произошло от "алла назарена" - традиционного названия причёски с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введённой в моду Ф. Овербеком; намекая на пристрастие назарейцев к искусству немецкого Возрождения, это наименование указывало одновременно и на религиозные устремления членов "Союза" (первый "назареец" - Христос). С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей. В соответствии с религиозно-патриархальными концепциями консервативного крыла немецкого романтизма назарейцы. выступили против религиозной "безнравственности" искусства позднего классицизма, стремились возродить духовность, свойственную искусству средневековья и Раннего Возрождения, утерянную, по их мнению, в художественной культуре нового времени. Однако избрав образцом для подражания в основном произведения Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы всё дальше отходили от жизненных наблюдений и довольно быстро впали в эпигонство, сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, наиболее ощутимые в коллективно исполненных фресках на библейские темы (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобождённого Иерусалима" Т. Тассо (росписи Казино Массимо в Риме, 1819-30). В 1820-30-е гг. большинство назарейцев вернулось на родину. Практическая деятельность назарейцев и особенно их теоретические высказывания оказали определенное воздействие на А. А. Иванова (в начальный период его работы над "Явлением Христа народу"), а во второй пол. XIX в. - на творчество прерафаэлитов в Великобритании и представителей неоидеализма в Германии.
Ф. Овербек. "Братья продают Иосифа в рабство". Фреска из дома Бартольди в Риме. 1816 - 1817. Национальная галерея. Берлин.
Литература: Verbeck-Cardauns H., Die Lukasbrьder, Kempen, 1947; Andrews К., I Nazareni, Mil., (1967).(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)назаре́йцы(нем. nazarener, от евр. nazareth – «ограждённое место»), прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, образовавших «Союз Св. Луки» по подобию средневековых гильдий (1809). В группу вошли И. Ф. Овербек, Ф. Пфорр, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер и Й. Винтергерст. Возможно, прозвище «назарейцы» произошло от названия г. Назарет в Галилее, где родился Иисус Христос. Согласно др. версии, оно возникло по аналогии с названием древнееврейской религиозной общины назореев, которые вели безупречно праведную жизнь. Возможно также, что наименование группы произошло от традиционного названия причёски «алла назарена», распространённой в Средние века и известной по автопортрету А. Дюрера: манеру носить длинные волосы, разделённые посередине пробором, вновь ввёл Овербек.
П. фон Корнелиус. «Иосиф толкует сон фараона». Фреска. 1816—17 гг. Государственные музеи. Берлин
Назарейцы организовали первое в художественной жизни 19 в. выступление против академических программ и принципов. Овербек, Пфорр, Зюттер, Готтингер и Фогель поселились в Риме, обосновавшись, подобно средневековым монахам, в кельях пустовавшего монастыря Сан-Исидоро и образовав своего рода религиозное братство. К ним примкнули др. немецкие художники: Й. А. Кох, Ф. Фейт, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. фон Корнелиус, В. фон Шадов и др. Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в монастыре, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.
И. Ф. Овербек. «Италия и Германия». После 1828 г. Картинная галерея. Дрезден
В своих творческих поисках назарейцы вдохновлялись итальянской и немецкой живописью 14–15 вв. (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» (1840) Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» (1841) – одноимённой гравюре Дюрера. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно (фрески на сюжеты из жизни св. Иосифа в доме прусского консула в Риме Я. С. Бартольди, 1816—17; на сюжеты из Данте, Ариосто и Тассо на римской вилле Массими; 1817—27). Их отличает строгость композиции, подчёркнутые контуры, яркие локальные краски. В целом стилистика живописи назарейцев мало отличалась от традиционной академической манеры.
В 1820—30-х гг. члены братства разъехались по Германии и получили ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Творчество и идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на английских прерафаэлитов, на раннее творчество А. А. Иванова. Впечатление от несохранившейся картины Овербека «Въезд Христа в Иерусалим» (1824), возможно, отразилось в картине Иванова «Явление Христа народу».(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.