Назарейцы

Назарейцы
Назарейцы
        (нем. Nazarener), прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 в Вене "Союз св. Луки" ("Lukasbund"). Полуироничное наименование Назарейцев произошло от "алла назарена" - традиционного названия причёски с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введённой в моду Ф. Овербеком; намекая на пристрастие назарейцев к искусству немецкого Возрождения, это наименование указывало одновременно и на религиозные устремления членов "Союза" (первый "назареец" - Христос). С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей. В соответствии с религиозно-патриархальными концепциями консервативного крыла немецкого романтизма назарейцы. выступили против религиозной "безнравственности" искусства позднего классицизма, стремились возродить духовность, свойственную искусству средневековья и Раннего Возрождения, утерянную, по их мнению, в художественной культуре нового времени. Однако избрав образцом для подражания в основном произведения Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы всё дальше отходили от жизненных наблюдений и довольно быстро впали в эпигонство, сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, наиболее ощутимые в коллективно исполненных фресках на библейские темы (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобождённого Иерусалима" Т. Тассо (росписи Казино Массимо в Риме, 1819-30). В 1820-30-е гг. большинство назарейцев вернулось на родину. Практическая деятельность назарейцев и особенно их теоретические высказывания оказали определенное воздействие на А. А. Иванова (в начальный период его работы над "Явлением Христа народу"), а во второй пол. XIX в. - на творчество прерафаэлитов в Великобритании и представителей неоидеализма в Германии.



Ф. Овербек.
Ф. Овербек. "Братья продают Иосифа в рабство". Фреска из дома Бартольди в Риме. 1816 - 1817. Национальная галерея. Берлин.

Литература: Verbeck-Cardauns H., Die Lukasbrьder, Kempen, 1947; Andrews К., I Nazareni, Mil., (1967).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
назаре́йцы
(нем. nazarener, от евр. nazareth – «ограждённое место»), прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, образовавших «Союз Св. Луки» по подобию средневековых гильдий (1809). В группу вошли И. Ф. Овербек, Ф. Пфорр, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер и Й. Винтергерст. Возможно, прозвище «назарейцы» произошло от названия г. Назарет в Галилее, где родился Иисус Христос. Согласно др. версии, оно возникло по аналогии с названием древнееврейской религиозной общины назореев, которые вели безупречно праведную жизнь. Возможно также, что наименование группы произошло от традиционного названия причёски «алла назарена», распространённой в Средние века и известной по автопортрету А. Дюрера: манеру носить длинные волосы, разделённые посередине пробором, вновь ввёл Овербек.

П. фон Корнелиус. «Иосиф толкует сон фараона». Фреска. 1816—17 гг. Государственные музеи. Берлин
П. фон Корнелиус. «Иосиф толкует сон фараона». Фреска. 1816—17 гг. Государственные музеи. Берлин

 
Назарейцы организовали первое в художественной жизни 19 в. выступление против академических программ и принципов. Овербек, Пфорр, Зюттер, Готтингер и Фогель поселились в Риме, обосновавшись, подобно средневековым монахам, в кельях пустовавшего монастыря Сан-Исидоро и образовав своего рода религиозное братство. К ним примкнули др. немецкие художники: Й. А. Кох, Ф. Фейт, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. фон Корнелиус, В. фон Шадов и др. Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединённую жизнь в монастыре, они возвели своё служение искусству в разряд духовного служения.

И. Ф. Овербек. «Италия и Германия». После 1828 г. Картинная галерея. Дрезден
И. Ф. Овербек. «Италия и Германия». После 1828 г. Картинная галерея. Дрезден

 
В своих творческих поисках назарейцы вдохновлялись итальянской и немецкой живописью 14–15 вв. (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» (1840) Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» (1841) – одноимённой гравюре Дюрера. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрождённой техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно (фрески на сюжеты из жизни св. Иосифа в доме прусского консула в Риме Я. С. Бартольди, 1816—17; на сюжеты из Данте, Ариосто и Тассо на римской вилле Массими; 1817—27). Их отличает строгость композиции, подчёркнутые контуры, яркие локальные краски. В целом стилистика живописи назарейцев мало отличалась от традиционной академической манеры.
В 1820—30-х гг. члены братства разъехались по Германии и получили ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Творчество и идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на английских прерафаэлитов, на раннее творчество А. А. Иванова. Впечатление от несохранившейся картины Овербека «Въезд Христа в Иерусалим» (1824), возможно, отразилось в картине Иванова «Явление Христа народу».
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Назарейцы" в других словарях:

  • НАЗАРЕЙЦЫ — (нем. Nazarener) прозвище немецких и австрийских живописцев романтиков (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.) членов Союза св. Луки (1809). Живя в Риме, стремились воскресить средневековое религиозное искусство, подражали итальянским и немецким… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Назарейцы — Фридрих Овербек, «Италия и Германия», 1811 1828 Назарейцы (нем. Nazarener …   Википедия

  • назарейцы — (нем. Nazarener), прозвище немецких и австрийских живописцев романтиков (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.)  членов «Союза св. Луки» (1809). Живя в Риме, стремились воскресить средневековое религиозное искусство, подражали итальянским и немецким… …   Энциклопедический словарь

  • Назарейцы — (нем. Nazarener, по легендарному месту рождения Христа Назарету)         ироническое название группировки немецких и австрийских художников «Союз святого Луки» (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 Н. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В.… …   Большая советская энциклопедия

  • назарейцы — назар ейцы, ев, ед. ч. еец, ейца, твор. п. ейцем (объединение художников) …   Русский орфографический словарь

  • Романтизм —         (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… …   Художественная энциклопедия

  • фреска — и; мн. род. сок, дат. скам; ж. 1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. Изучать итальянскую фреску. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Фрески Микеланджело. Средневековые фрески. Стены храма… …   Энциклопедический словарь

  • Корнелиус, Петер Йозеф фон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корнелиус, Петер. Петер Йозеф фон Корнелиус …   Википедия

  • Новая пинакотека — Координаты: 48°08′59″ с. ш. 11°34′16″ в. д. / 48.149722° с. ш. 11.571111° в. д.  …   Википедия

  • Мюллер, Карл (художник) — Имя при рождении: нем. Karl Müller Дата рождения: 1818 год(1818) Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»