Мурильо Бартоломе Эстебан


Мурильо Бартоломе Эстебан
Мурильо Бартоломе Эстебан
        (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.         

Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645 г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св. Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.         

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655; в Луврском музее) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; в севильском соборе). В 1665 г. Мурильо был занят работами для севильской церкви C.-Mapиa-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Mapиa-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый блестящий период творчества Мурильо. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.         

Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям («Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных» — в Мадридской галерее, «Ангел изводит ап. Петра из темницы» — в Императорском Эрмитаже, в С.-Петербурге, «Посещение Авраама тремя ангелами» — в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне, «Христос в Силоамской купели» — у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.         

В 1682 г. Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года; кадиксская картина была дописана его учеником, Осорио.         

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «L’Immaculata Concepcion», «L’A s unсiоn» и «La Purisima». В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.         

Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск. и мадрид. музеев; «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. национ. галерее; «Видение св. Антония», в берл. музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.         

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль.



«Мальчик с собакой» (Эрмитаж).
«Мальчик с собакой» (Эрмитаж).



Dolorosa
Dolorosa



Heilige Familie mit dem Vogelchen
Heilige Familie mit dem Vogelchen



Inmaculada Concepcion
Inmaculada Concepcion



Madonna mit dem Rosenkranz
Madonna mit dem Rosenkranz



Rebecca und Eliezer
Rebecca und Eliezer

Литература: И. М. Левина, Картины Мурильо в Эрмитаже, (Л., 1969); Sбnchez de Palaзios M., Murillo, Madrid, 1965.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Мурильо Бартоломе Эстебан" в других словарях:

  • Мурильо Бартоломе Эстебан — Мурильо, Бартоломе Эстебан Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья 3 апреля 1682, там же) знаменитый испанский живописец, глава севильской школы …   Википедия

  • Мурильо, Бартоломе Эстебан — У этого термина существуют и другие значения, см. Мурильо (значения). Мурильо, Бартоломео Эстебан …   Википедия

  • Мурильо Бартоломе Эстебан — (Murillo) (1618 1682), испанский живописец. Президент АХ в Севилье (1660). Идеализированные и сентиментальные образы Мурильо проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет», 1665 70), иногда добродушным юмором («Мальчики с фруктами»). * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Мурильо, Бартоломе Эстебан — Бартоломе Эстебан Мурильо. Отдых на пути в Египет . Эрмитаж. МУРИЛЬО (Murillo) Бартоломе Эстебан (1618 82), испанский живописец. Идеализированные, сентиментальные образы, проникнутые мягким лиризмом (“Отдых на пути в Египет”, 1665 70; “Мальчики с …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мурильо Бартоломе Эстебан — Мурильо (Murillo) Бартоломе Эстебан (крещён 1.1.1618, Севилья, ≈ 3.4.1682, там же), испанский живописец. Учился и работал в Севилье; один из основателей (1660) и первый президент местной АХ. Уже в ранних произведениях М., отмеченных влиянием… …   Большая советская энциклопедия

  • МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан — (Murillo, Bartolome Esteban) (1617 1682), испанский живописец, был крещен 1 января 1617 в Севилье, где прожил всю жизнь (предположения относительно его поездки в Мадрид не получили документального подтверждения). Цикл из 11 полотен для… …   Энциклопедия Кольера

  • Мурильо Бартоломе Эстебан — (Murillo) знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мурильо, Бартоломе-Эстебан — (1617 1682) знаменитый испанский живописец, ученик Веласкеца. Наиболее известные его картины посвящены религиозным темам, но им написан и ряд реалистических картин, а также большое число портретов …   Исторический справочник русского марксиста

  • Мурильо, Бартоломео Эстебан — Мурильо, Бартоломе Эстебан Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья 3 апреля 1682, там же) знаменитый испанский живописец, глава севильской школы …   Википедия

  • Мурильо Бартоломео Эстебан — Мурильо, Бартоломе Эстебан Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья 3 апреля 1682, там же) знаменитый испанский живописец, глава севильской школы …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Мурильо Бартоломе Эстебан» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.