- Ассирия
- Ассирия
древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Историческим ядром Ассирии в 3-м - начале 2-го тысячелетия до н. э. был священный г. Ашшур. В XIV-IX вв. до н. э. А. неоднократно завоёвывала Северное Двуречье и прилегающие районы. Собственно ассирийское искусство (ранние памятники восходят к XIV-XIII вв. до н. э.) складывалось под воздействием культур хурритов (древних племён, основанное в XVI-XIII вв. до н. э. государство Митанни в Северном Двуречье), хеттов и Аккада. Новые черты проявились в планировке (строгая регулярность) и рельефах (введение правильного профильного изображения, повествовательность, передача действия путём последовательного изображения одного и того же персонажа в разных позах) дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта (XIII в. до н. э.). Расцвет искусства Ассирии (IX-VII вв. до н. э.) совпадает с периодом наивысшего могущества ассирийской державы. Захватническая политика государства во многом определила характер ассирийского города-крепости, регулярного по планировке, обнесённого массивной стеной и рвом (Дур-Шарукин, Ниневия). Центром города был возвышавшийся и господствовавший над городской застройкой дворец-крепость на искусственной платформе, со сложной планировкой многих помещений вокруг асимметрично размещённых внутренних дворов, с храмами, башней - зиккуратом, хозяйственными пристройками (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине). Парадные арочные порталы фланкировались башнями, у основания которых помещались монументальные горельефы в виде гигантских крылатых человеко-быков "шеду" (гениев-хранителей; дворцы в Кальху, Дур-Шаррукине). Царские покои и парадные залы были пышно украшены орнаментными фризами из глазурованного кирпича, настенными росписями (лучше других сохранились росписи в Тиль-Барсибе), бронзовыми и каменными раскрашенными рельефами, статуями, идейно-художественным содержанием которых было прославление могучего, величественного царя-героя (сцены сражений, охоты). Характерны монументальные рельефы с фризовыми композициями, в которых физическая мощь обобщённо трактованных фигур подчёркивалась контрастом ювелирно проработанных деталей. Гипертрофированная трактовка мускулатуры и пропорций человеческого тела в изображениях, плотно заполняющих орнаментализованные рельефы IX - начала VIII вв. до н. э. (дворца Ашшурнасирпала II в Кальху), сменяется в рельефах второй половины VIII - начала VII вв. до н. э. более естественной передачей фигур и пространства, усложнённой повествовательностью, более свободной композицией (рельефы из дворца Синахериба в Ниневии). Рельефам VII в. до н. э. присущи острая жизненная выразительность образов, динамизм композиционных построений (сцены львиной охоты во дворце Ашшурбанипала в Ниневии). Немногочисленным памятникам круглой скульптуры (каменные статуи царей) свойственны строгая каноничность, монументальность, торжественная застылость поз, нерасчленённость объёмов, орнаментально-декоративная трактовка волос, одежд, атрибутов (статуи - Ашурнасирпала II, алебастр, 883-859 до н. э., Британский музей, Салманасара III, из Ашшура, базальт, 859-824 до н. э., Археологический музей Стамбул). Рельефы и статуи, часто раскрашенные, обычно оформляли внутренние помещения дворца. Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца IX-VIII вв. до н. э. в Тиль-Барсибе ("Два ассирийских сановника", "Охота на льва" и др., все - VIII в. до н. э., Халебский музей). Развивались искусство глиптики (цилиндрические печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла.
"Шеду". Из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукине. Известняк. 712 - 707 до н.э. Лувр. Париж.
"Умирающая львица". Рельеф из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. Известняк. 669 - около 635 до н.э. Британский музей. Лондон.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Д. Ч. Садаев, История древней Ассирии, М., 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.