Мир искусства (журнал)


Мир искусства (журнал)
Мир искусства (журнал)
        русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890-х гг. (официально в 1900) на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" объединение существовало до 1904, в расширенном составе - в 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров "Мира искусства" входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) "Мир искусства" включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "Мира искусства" участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и некоторые иностранные художники. Мировоззренческие установки деятелей "Мира искусства" во многом определялись острым неприятием антиэстетизма современного общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художественные ценности. Признание общественной роли художественного творчества, призванного, по мысли теоретиков "Мира искусства", эстетически преобразовать окружающую действительность, сочеталось у них с идеалом "свободного", или "чистого", искусства; декларируя его независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов и концепций В. В. Стасова. Идейно и стилистически ранний "Мир искусства" был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна": образный строй произведений значительной части художников "Мира искусства" также формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма. Вместе с тем общей чертой большинства "мирискусников" было признание художественного обаяния прошлого основным источником вдохновения. В своих произведениях они (нередко в ироничном, на грани самопародии ключе) оживляли изящество и своеобразную "кукольность" рококо, благородную строгость русского ампира. Они создали особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Общими для произведений членов "Мира искусства" стали утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику, изысканное сочетание матовых тонов. Творчеству ряда представителей "Мира искусства" были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рерих). Поиски стилеобразующего начала, "целостного искусства" были наиб, полно реализованы мастерами "Мира искусства" в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. С их деятельностью связаны окончательное превращение гравюры из репродукционной техники в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой и др.), расцвет книжной иллюстрации и искусства книги (Бенуа, Билибин и др.). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников "Мира искусства" происходят существенные изменения. В период Революции 1905-07 некоторые из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры. Новый этап существования "Мира искусства" характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в русском искусстве, высказываниями в пользу регламентации художественного творчества (идея "новой Академии", выдвинутая Бенуа), активизацией театральной деятельности и пропаганды современного русского искусства за границей (участие в зарубежной антрепризе Дягилева). С 1917 ряд членов "Мира искусства" (Бенуа, Грабарь и др.) обратился к музейно-организационной и реставрационной деятельности.

Литература: А. Н. Бенуа, Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; А. П. Гусарова, "Мир искусства", Л., 1972; Н. П. Лапшина, "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики, М., 1977.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Мир искусства (журнал)" в других словарях:

  • Мир искусства (журнал) — «Мир искусства», литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и писателей символистов. Выходил в 1898/99 1904 в Петербурге (до 1901 1 раз в 2 недели, с 1901 ежемесячно). Издатели в 1899 князья М. К.… …   Большая советская энциклопедия

  • Мир искусства (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мир искусства (значения). Обложка журнала за 1901 год Мир искусства ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с …   Википедия

  • Мир искусства — Мир искусства: Мир искусства (социология)  множество людей, занимающихся художественным творчеством или созданием, потреблением, хранением, распространением, критикой произведений искусства. Мир искусства (организация)  художественное… …   Википедия

  • Мир искусства (объединение) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“» …   Википедия

  • Мир искусства (организация) — Запрос «Мир искусства» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мир искусства. 1916 1920. Б. М. Кустодиев. ГРМ Мир искусства художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 х. Под тем же названи …   Википедия

  • "Мир искусства" — (1898–1904; 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих,… …   Художественная энциклопедия

  • Мир искусства — «МИР ИСКУССТВА» художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным… …   Литературная энциклопедия

  • «Мир искусства» — МИР ИСКУССТВА худож. течение Серебряного века . Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об во художников. 1 й период М. И. 1898 1904. Ядром 1 го об ва М. И. был кружок родственников Александра …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Мир искусства —         литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения Мир искусства и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/99 1904 в Петербурге. Издатели М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (главный… …   Художественная энциклопедия

  • «Мир искусства» — «Мир искусства», литературно художественный иллюстрированный журнал, орган объединения «Мир искусства» и (до 1903) писателей символистов. Выходил в 1898/99—1904 в Петербурге. Издатели — М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем… …   Художественная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мир искусства (журнал)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.