- Меццо-тинто
- Меццо-тинто
(от итал. mezzo - средний и tinto - окрашенный, тонированный), "чёрная манера", вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. При изготовлении печатной формы для меццо-тинто полированная поверхность медной пластины механическим или химическим способом делается зернистой. При печати такая пластина даёт ровный чёрный тон. На зазернённую пластину (чистую или покрытую краской) иглой или карандашом наносится изображение; места, предназначенные быть светлыми, выглаживаются или выскабливаются, при этом создаются постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов. Способ меццо-тинто используется также для цветной печати. Техника изобретена немецким мастером Л. Зигеном в середине XVII в.; была широко распространена в XVIII - начале XIX вв., особенно в Англии (Дж. Р. Смит, В. Грин, Р. Ирлом, У. Уорд, Дж. Уокер), а также во Франции (Ж. К. Леблон), России (И. Штенглин, И. А. Селиванов) и других странах; применялась главным образом для воспроизведения картин.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)ме́ццо-ти́нто(от итал. mezzo – средний и tinto – окрашенный, тонированный), «чёрная манера», вид гравюры на металле, относящийся к глубокой печати. Техника была изобретена в сер. 17 в. немецким мастером Л. Зигеном. Медную доску обрабатывают специальным инструментом («качалкой»), чтобы её поверхность стала шероховатой. Те места, которые должны быть светлыми, выскабливаются (полируются). Чем сильнее полировка, тем светлее будет тон. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством и тонкостью светотеневых эффектов.
Д. Смит. «Автопортрет». Меццо-тинто. 1696 г.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.