- Архитектура
- Архитектура
(лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства - градостроительство. Частью архитектуры являются пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естественной природы (см. Садово-парковое искусство).
В произведениях архитектуры разрешение практических утилитарных задач неразрывно сочетается с художественным творчеством - созданием архитектурных образов, выражающих определенное идейно-художественное содержание. Будучи частью материальной культуры общества, архитектура является в то же время одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание. Поэтому архитектура играет важную идеологическую роль, являясь образным воплощением социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.
На всех этапах развития общества архитектура зависит от уровня развития производительных сил, от формы производственных отношений. В антагонистических классовых обществах произведения архитектуры в основном создаются с учётом требований правящего класса. При социализме цель архитектуры - максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех слоев общества. Развитие архитектуры тесно связано с прогрессом науки и техники, определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектура стимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика, учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые практические задачи. На всём протяжении своего исторического развития архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые запечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражая особенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники, преобладание тех или иных строительных материалов и т. д. К основным типам архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки. Аархитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенных комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством архитектуры является также ее связь с естественной природной средой, служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей его природой.
Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) органически взаимосвязаны. Для строительства зданий и комплексов необходимы определенные материальные условия, прежде всего территория для строительства, надлежащие строительные материалы и орудия строительного дела, непосредственные исполнители строительных работ. Архитектор (или коллектив архитекторов) не только разрабатывает проект сооружения, но и руководит строительным осуществлением проекта в натуре. Объектом архитектурного творчества является, таким образом, всё сооружение (или группа сооружений) в целом: размещение здания (или группы зданий) на территории (генеральный план), распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (собственно план здания), наружный облик всего здания и каждого из его фасадов, композиция и внутренняя отделка интерьера, а также все стороны технико-конструктивного осуществления сооружения. Теснейшая взаимосвязь архитектуры и строительной техники проявляется также и в том, что определенные архитектурные формы складываются на основе творческой переработки тех или иных приёмов строительной техники, художественного осмысления конструкций. Так возникли архитектурные формы: колонны, арки, своды, купола, получили художественное осмысление стоечно-балочная, сводчатая, каркасно-нервюрная и другие конструкции. В свою очередь архитектурное творчество вызывает появление и разработку новых конструкций и строительно-технических приёмов. Решая социально-бытовые, строительно- технические и идейно-художественные задачи, архитектура применяет разнообразные композиционные и образные средства. Важнейшие из них: общая композиция отдельного здания или ансамбля, умение вписать его в окружающую городскую или естественную среду, гармоничное сочетание размеров отдельных частей здания между собой и в целом (см. Пропорции), соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность), различные способы членения объёмов, стенных плоскостей и др., пластическая обработка частей и деталей здания, применение отделочных материалов, обладающих той или иной фактурой и другими пластическими качествами, применение цвета и различных декоративных элементов, сочетание архитектурных форм со скульптурой, живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства (см. Синтез искусств). Пространственно-временной, неизобразительный характер произведения архитектуры говорит о его родственности с временными искусствами (например, с музыкой). Произведение архитектуры требует постепенного осмотра с разных точек зрения, снаружи и внутри постройки. Возникнув на самых ранних ступенях человеческого общества, архитектура способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творческих сил. Зачатки архитектуры как искусства "появились уже на высшей ступени варварства" (Ф. Энгельс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, с. 13). Первые искусственно сооружённые жилища и поселения восходят к неолиту. Из природных материалов (а в отдельных регионах с 3-го тысячелетия до н. э. - из обожжённого кирпича) строились простейшие прямоугольные или круглые в плане жилища, в которых в качестве опор применялись столбы, а перекрытиями служили горизонтально положенные на них балки, разборные временные жилища, примитивные крепости, мегалитические сооружения (см. также Первобытное искусство). С возникновением классовых обществ развились города, для которых стала характерной резкая дифференциация типов сооружений (жилых и общественных зданий), отражающих классовое расслоение общества (постройки для господствующего слоя, культовые сооружения и т. д.). В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках социальной верхушки, эксплуатация рабского труда, успехи в области науки и техники объясняют появление, наряду с жилищами, колоссальных сооружений, своими масштабами и характером архитектуры служивших в руках господствовавшего класса средством сильнейшего идеологического воздействия на массы (пирамиды в Древнем Египте, зиккураты в Ассирии и Вавилонии, ступа в Индии и т. д.). В этих постройках воплотился накопленный строительный опыт, сложились принципы композиционной организации отдельных зданий и ансамблей. В древневосточной архитектуре была художественно освоена стоечно-балочная конструкция, появились разнообразные типы колонн, первые каменные сводчатые конструкции, созданы грандиозные ансамбли храмовых и дворцовых зданий, достигнут высокий уровень синтеза искусств. Были построены огромные города, носившие характер укрепленного военного лагеря, окружённого со всех сторон жилыми кварталами со свободной планировкой (в Ассирии и Вавилонии) и имеющего мощные цитадели (в Иране). В эпоху расцвета эгейского искусства и городов-государств Древней Греции развилась система регулярной планировки города, возникли многие типы жилых (в том числе дома, помещения которых обращены к внутреннему двору), общественных (дома советов - булевтерии; театры, стадионы) и культовых построек (причём греческие храмы сочетали в себе функции культовых и общественных сооружений). Дальнейшую разработку и художественное осмысление получила стоечно-балочная конструкция, сложились система классических ордеров (см. Ордера архитектурные), определенное сочетание её несущих и несомых частей, их структуры и художественной обработки. Идейно-художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразили постройки классического периода развития древнегреческой архитектуры. V в. до н. э. в Афинах. Проникнутая гуманистическим духом, архитектура Древней Греции оказала глубокое воздействие на последующее развитие мирового зодчества. В Древнем Риме ведущими были сооружения, прославлявшие могущество государства и личность императоров. Возникли крупные ансамбли и отдельные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: форумы, амфитеатры и театры, термы, крытые рынки, базилики. Распространились пяти-, шестиэтажные дома - инсулы и загородные виллы. Большого совершенства достигло строительство инженерных сооружений - мостов и акведуков. Широко применялись арочные и сводчатые конструкции, позволившие создавать перекрытия больших пролётов. Особое внимание уделялось планировке и отделке интерьеров.
В средневековый период повсюду строились многочисленные фортификационные сооружения, защищавшие города и резиденции феодалов (замки и городские укрепления во Франции, Германии, Испании, Чехии, Польше и других европейских странах, Средней Азии и Закавказье, русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство церкви обусловило широкое строительство многообразных типов культовых зданий. В Византии сформировались типы купольной базилики (Софии храм в Стамбуле) и крестово-купольного храма с обширным внутренним пространством. Византийские архитектурные традиции стали основой развития зодчества Болгарии, Сербии, Македонии, Армении, Грузии, Древней Руси, где сложились местные, глубоко самобытные школы архитектуры. (см. Владимиро-суздальская школа, Новгородская школа, Псковская школа). С объединением русских земель под властью Москвы сформировалась единая русская архитектурная школа. Кремль Московский стал прообразом кремлей древнерусских городов. В XVI в. возник своеобразный тип шатровых храмов-башен. Праздничная живописность, многообразие форм присущи московским храмам XVII в. (см. Нарышкинский стиль). В XVII-XVIII вв. высокого совершенства достигла деревянная архитектура.
В странах Западной и Центральной Европы с ростом городов с конца X в. получил развитие тип каменного жилого дома с мастерскими и лавками на первом или в подвальном этаже. Сложилась архитектура романского стиля: монастырские комплексы с замкнутыми дворами-клуатрами, массивные храмы базиликального типа с несколькими монументальными башнями. В середине XII в. во Франции зародилась готика, отразившая зрелый этап развития феодального общества и усиление городов, с которым связано распространение новых типов общественных зданий (ратуш, домов, ремесленных цехов и гильдий). Рациональная каркасно-нервюрная система, основанная на передаче распора сводов через упорные арки - аркбутаны на стоящие вне здания опорные столбы - контрфорсы, позволила перекрывать большие пролёты, максимально облегчить стены и развить пространство интерьера по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьене во Франции, Фрайбурге-им-Брайсгау и Кёльне в Германии, Кентербери в Великобритании и др.). Сложный, вертикально развитый силуэт получил и наружный облик зданий. В жилищном строительстве наряду с камнем широко применялся фахверк. В странах Ближнего и Среднего Востока сложился тип трёхчастного укрепленного города с цитаделью, городским ядром (шахристан, медина) и торгово-ремесленными пригородами, получили развитие сводчато-купольные конструкции, новые типы сооружений (крытые рынки, медресе, мечети, мавзолеи). В декоре зданий применялись сталактиты, узорный кирпич, резьба по стукко, мрамору, керамическая облицовка. Многообразие архитектурных типов, исключительная пластичность сооружений отличают зодчество Индии, оказавшее влияние на формирование архитектуры Юго-Восточной Азии. В архитектуре Китая и Японии лёгкость и простота жилых построек контрастировали с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений. Исходя из китайских образцов, архитектура Японии пришла к ясности пропорций и композиций лёгких деревянных построек.
Для архитектуры эпохи Возрождения в странах Западной и Центральной Европы характерно обращение к античному наследию. Общественные здания, дворцы, виллы, храмы представляют собой ясные гармоничные здания и архитектурные ансамбли. Широко применялся классический ордер (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Д. Браманте, Микеланджело в Италии). Появился новый тип дворца - палаццо с замкнутым симметричным двором. Развивалась теория архитектуры (Альберти, Дж. Виньола, А. Палладио и др.). В XVII-XVIII вв. стройность и законченность пространственных композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность и скульптурность объёмов зданий архитектуры барокко, в динамические ритмы которого включаются декоративная скульптура и иллюзионистическая живопись (постройки итальянских архитекторов Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерны и др.). Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Латинской Америки. Во Франции в XVII в. господствующим направлением стал классицизм. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль). Французские архитекторы (Л. Лево, Ф. Мансар, А. Ленотр) использовали ордер главным образом как декоративный мотив. В XVII-XVIII вв. классицизм широко распространился в Великобритании (архитекторы И. Джонс, К. Рен, братья Адам), а с последней трети XVIII в. - и в других странах Европы. В архитектуре Великобритании и Нидерландов с развитием капиталистической промышленности появились новые виды построек - промышленные здания, портовые сооружения, биржи и т. д. В России на рубеже XVII-XVIII вв. петровские преобразования послужили стимулом к расширению гражданского строительства, усилению светского начала в архитектуре. Строились многочисленные общественные, административные, промышленные и торговые сооружения, городские и обширные загородные дворцы-резиденции с регулярными парками (см. Петродворец). Отстраивалась и развивалась новая столица - Петербург, в планировке которого сочетались принципы регулярности и живописности застройки, отличающейся простотой и рациональностью. С середины XVIII в. в архитектуре русского барокко (архитекторы В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский) торжественная монументальность, богатое пластическое и цветовое убранство фасадов сочетаются с ясностью планов и объёмной композицией. В последней трети XVIII в. барокко сменяется классицизмом (архитекторы А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Были созданы парадные монументальные городские ансамбли в стиле ампир (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове). В архитектуре западноевропейских стран середины и второй половины XVIII в. после кратковременной вспышки декоративно- вычурного стиля рококо классицизм получил дальнейшее развитие.
Во второй половине XIX в. укрепление капиталистического строя в Европе и США, развитие промышленности обусловили быстрый рост городов: возникли новые типы производственных, торговых, транспортных и других сооружений - заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, банки, сложился новый тип театрального здания с залом, разделённым на секторы. Наряду с частными особняками аристократии и буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, сдающимися внаём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности вызвали поиски методов, сокращающих время строительных работ, экономию труда и материалов. В строительстве использовались достижения промышленной техники, новые строительные материалы - бетон, стекло, а в конце века - железобетон. Создавались новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Со второй половины XIX в. строились здания из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в Лондоне, инженер Дж. Пакстон), высотные инженерно-технические сооружения с металлическим каркасом (Эйфелева башня в Париже, инженер Г. Эйфель). Группа архитекторов так называемой чикагской школы в США создала специфическую форму высотного конторского здания - небоскрёб. Однако новаторские конструкции часто скрывались декоративными формами, воспроизводившими стили различных эпох (см. Эклектизм). Противоречие между традиционной архитектурой и новой техникой, архитектурным декором и конструкцией пытались разрешить архитекторы стиля "модерн", возникшего в 1890-х гг. Опираясь на новые строительные и художественные возможности, они сосредоточили внимание на проблемах пластической формы, получавшей подчас живописно-декоративную трактовку в творчестве А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтоша в Великобритании, В. Орта в Бельгии, Й. Ольбриха, Й. Хофмана в Австрии, Ф. О. Шехтеля в России.
В начале XX в. поиски новых, рациональных и ясных архитектурных форм, сочетающих достижения современной техники с классическими композиционными принципами, велись О. Перре, Т. Гарнье во Франции, О. Вагнером в Австрии, П. Беренсом в Германии. Одновременно строились и здания в классических формах (И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский в России, Э. Лаченс в Великобритании и др.). В 20-х гг. ведущим направлением в западноевропейской архитектуре стал рационализм. Опираясь на технические достижения и задачи рациональной организации жизненных процессов, создания комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека в век развитой техники, архитекторы (Ле Корбюзье во Франции, представители "Баухауза" в Германии) искали средства художественной выразительности в лаконизме и контрастности архитектурных форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе зданий и их функциональной организации (см. Функционализм). В ряде стран утвердился неоклассицизм, преувеличенно монументальные, лишённые гуманистического начала формы которого подчас использовались для выражения воинствующей реакционной идеологии (архитектура фашистской Италии и Германии). В 30-50-х гг. получила распространение органическая архитектура (американский архитектор Ф. Л. Райт), стремившаяся связать композицию построек с естественными природными условиями и "раскрыть" их интерьеры в окружающий пейзаж. В 40-50-х гг. принципы функционализма были истолкованы в соответствии с местными условиями и традициями (А. Аалто в Финляндии, Тангэ Кэндзо в Японии, О. Нимейером в Бразилии и др.). Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство в области архитектуры, заявленными США, где была выдвинута концепция "универсальной" архитектуры, основанной на ритмичной ясности и простоте элементарных геометрических форм и больших внутренних пространств (архитектор Л. Мис ван дер Роэ). В противовес ей развилось направление брутализма, сочетающего функциональность построек с нарочитой массивностью и грубой фактурой обнажённых поверхностей (архитекторы Л. Кан и другие в США). Распространились также иррационалистические, субъективно- произвольные формы (поздние работы Ле Корбюзье). Возросшие возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы сборных железобетонных оболочек и вантовых покрытий, получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике и др. В 70-х - начале 80-х гг. в США и Западной Европе распространился так называемый постмодернизм, провозгласивший обращение к разностилевым историческим архитектурным формам прошлых эпох.
В социалистическом обществе впервые в истории архитектура поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи архитектуры решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом, а также входящих в неё отдельных населённых мест. Потребности социалистического общества определили главное направления поисков советской архитектуры. В 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов - Дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли, жилые дома с обобществлённым бытовым обслуживанием (так называемые дома-коммуны). В их проектировании участвовали различные творческие группы - "конструктивисты" (братья Веснины, М. Я. Гинзбург), "функционалисты" (К. С. Мельников, Н. А. Ладовский), зодчие старшего поколения, стремившиеся к продолжению классических архитектурных традиций (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин).
Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и новых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье). Во второй половине 30-х гг. в архитектуре общественных зданий возникли тенденции излишней репрезентативности, основанные на использовании классического наследия, подчас наносившие ущерб решению современных социальных задач. В этот период рождались принципиально важные градостроительные идеи (подробнее см. Градостроительство), результатом которых были генеральный планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40). Широкое развитие получило строительство выразительных административных, транспортных, культурно- бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (архитекторы А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), станции которого создавались как пространственно протяжённый архитектурный комплекс монументальных сооружений большого общественного значения, крупные общественные, административные здания и комплексы. В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления и реконструкции разрушенных городов и населённых пунктов. Возникли новые ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов. Творческая перестройка советской архитектуры во второй половине 50-х гг. открыла новые возможности для решения социальных и идейно-художественных задач массовой архитектуры. На основе индустриализации широко внедрялись типизация и стандарт, первоначально приведшие к монотонности и однообразию строительства, которые преодолевались в последующие десятилетия совершенствованием методов строительства, разнообразием композиционного применения стандартных деталей, повышением художественной выразительности объёмов зданий и новыми приёмами пространственной композиции. Смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяет использовать особенности окружающего ландшафта. В строительстве общественных зданий широко применяется передовая строительная техника, дающая возможность создавать простые, лаконичные по формам сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей исторически сложившейся городской или с природной средой. Таковы Кремлёвский Дворец съездов в Москве, Дворец пионеров в Киеве, Дворец искусств им. В. И. Ленина в Алма-Ате, Республиканская библиотека им. К. Маркса в Ашхабаде, многочисленные театры, концертные залы, институты, спортивные и мемориальные сооружения в разных городах СССР. Методы сборного строительства использовались при создании многообразных по планировке курортных комплексов (пионерлагеря "Новый АртекЛ, "Чайка" в Крыму, пансионат в Пицунде и др.). Большие успехи достигнуты в строительстве промышленных и гидротехнических сооружений (Братская ГЭС им. 50-летия Октябрьской революции и др.). К крупнейшим градостроительным начинаниям относятся создание Ленинского мемориала в Ульяновске, проспекта Калинина в Москве, приморской части Васильевского острова в Ленинграде, центра Ташкента и др., застройка городов Тольятти, Брежнев, Зеленоград в РСФСР, Навои в Узбекской ССР, Шевченко в Казахской ССР.
Задачу выражения в архитектуре нового общественного содержания, связанного с потребностями народа, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены и реконструированы старые города, в том числе разрушенные во время Второй мировой войны 1939-45 (Варшава, Гданьск, Берлин, София, Бухарест, Белград, Будапешт). На их окраинах возведены многочисленные и разнообразные по архитектурному облику современные жилые массивы. Развивается единая по своей социальной направленности и вместе с тем многообразная по формам архитектура социалистического общества. Связанная с процессом урбанизации возрастающая роль искусственной среды, организуемой архитектурой, делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые возможности для воплощения разнообразных и смелых творческих замыслов.
Литература: ВИА, 1-2 изд., т. 1-12, Л.-М., 1944-77; ИРИ, т. 1-13, М., 1953-69; М. П Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с лат., М., 1936; О. Шуази, История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Л. Альберти-Б., Десять книг о зодчестве, (пер. с итал.), т. 1-2, М., (1935)-37; Н. И. Брунов, Очерки по истории архитектуры, т. 1-2, М.-Л., 1935-37; Виолле ле Э. Э. Дюк, Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; А. Палладио, Четыре книги об архитектуре, (пер. с итал), 2 изд., М., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. (с итал.), М., 1939; А. К. Буров, Об архитектуре, М., 1960; Журавлёв А. М., Хан-С. О. Магомедов, Советская архитектура, М., 1968; В. Гропиус, Границы архитектуры, М., 1971; Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972; Р. Бэнем, Новый брутализм, пер. с англ., М., 1973; Композиция в современной архитектуре, М., 1973; Современная советская архитектура. 1960-е - начало 1970-х гг., Л., 1975. З. Гидион, Пространство, время, архитектура, пер. с нем., 2 изд., М., 1975; Ш. Ле Э. Корбюзье, Архитектура XX в., 2 изд., М., 1977; Конструкции и форма в советской архитектуре, М., 1980; А. В. Иконников, Зарубежная архитектура. От "новой архитектуры" до постмодернизма, М., 1982; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1-5, В., 1929-37, Major M., Geschichte der Architektur, Bd 1-3, Bdpst, 1957-60; Encyclopedia of modern architecture, L., (1963); History of World Architecture, ed. by P. L. Nervi, v. 1-14, N. Y., 1972-80 (серия); Syrovэ В., Architektura, 2 vyd., Praha, 1973; Krajewski K., Mala encyklopedia architektury i wnetrz, Wroclaw, 1974; Charytonow Ed., Zarys historii architektury, 6 wyd., Warsz., 1976; Broniewski Т., Historia architektury dla wszystkich, 2 wyd., Wroclaw, 1980; Benevolo L., Histoire de l'architecture moderne, (t.) 1-2, P., 1979-80.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)архитекту́ра(лат. architectura, от греч. architе́ktōn – строитель), зодчество, искусство строительства зданий и сооружений; один из видов пространственных искусств. Формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Имеет первостепенное значение в синтезе искусств (живописи, скульптуры, декоративноприкладного творчества), объединяя их в художественный ансамбль. Архитектурные сооружения являются, с одной стороны, памятниками материальной культуры (свидетельствуют о технических достижениях, связаны с практическими нуждами людей); с другой стороны, произведениями искусства, с помощью специфического языка раскрывающими мироощущение своей эпохи.
Собор Парижской Богоматери. 1163–1257 гг.
Получить полное представление о памятнике архитектуры можно только в процессе движения, обхода здания или комплекса сооружений снаружи и изнутри, смены точек зрения. В восприятии архитектурного образа принимают участие, помимо зрения, осязание (ощущение шероховатой или гладкой стены, теплоты деревянных перил или прохлады каменных колонн) и слух (гулкие шаги, эхо, скрип дверей и т. д. помогают почувствовать масштаб и протяжённость здания). Дополнительную информацию о сооружении представляют планы и чертежи.
В произведении архитектуры неразрывно связаны польза (функциональность), прочность (инженерный расчёт) и красота (конструкция здания выражает определённую эстетическую идею; строительные материалы – камень, дерево, бетон и др. – художественно осмысляются). Выразительные средства архитектуры: форма, масштаб (размеры сооружения, соразмерность постройки и её частей человеку), пропорции (соотношение частей и целого), ритм, тектоника (образное выражение конструкции), цвет и фактура материалов, взаимодействие сооружений с окружающим пространством. Различные приёмы обработки поверхности здания играют большую роль в создании художественного образа. Облицовочный камень может быть гладко отполированным или грубо сколотым; прожилки мрамора, текстура древесины имеют каждый раз неповторимый рисунок. С помощью цвета и фактуры архитекторы выделяют конструктивные и декоративные элементы здания (наличники окон в древнерусских храмах украшены изразцами; контраст гладких плоскостей зелёных или жёлтых стен и белых колонн характерен для построек эпохи классицизма). Декоративные детали помогают организовать плоскость фасада, акцентировать тектонику сооружения, обогащают его ритмическую структуру (кокошники в древнерусских церквях, аркатура в средневековых постройках, стрельчатые арки в готических храмах).
К. И. Бланк. Дворец усадьбы «Кусково». 1769-75 гг. Москва. Фрагмент
Архитектура возникла на заре человеческой цивилизации (мегалиты). В культовом комплексе Стонхендж в Англии (2 е тыс. до н. э.) и др. древних сооружениях уже выявлены главные элементы архитектурной постройки – несущие (вертикальные опоры) и несомые (горизонтальные перекрытия). Каждая эпоха находила свой неповторимый способ художественного осмысления этих элементов. В Древнем Египте могучие колонны в виде связок стеблей папируса или цветущего лотоса, поддерживавшие крышу, украшенную золотыми звёздами на синем фоне, создавали впечатление огромного чудесного каменного леса. В Древней Греции стоечно-балочная конструкция зданий была образно осмыслена в трёх типах архитектурного ордера. В древнеримскую эпоху и позднее ордер, утратив значение конструктивного элемента, остаётся важнейшим средством образной выразительности. Революционным новшеством римлян было изобретение бетона, позволившее создавать различные типы сводчатых перекрытий (арка, купол и др.) и строить огромные здания – базилики. Конструкция базилики была приспособлена в Средние века для церковных зданий и стала основой романских и готических храмов, в переработанном виде – крестово-купольных храмов Византии и Древней Руси. В эпоху Возрождения на основе базиликальной конструкции создавались величественные постройки, отмеченные ясностью и гармонией форм (Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Ф. Брунеллески). Архитектура барокко и классицизма не дала новых конструктивных решений, но наполнила прежние неповторимым образным содержанием. Стены барочных зданий создавали иллюзию подвижной, пульсирующей поверхности (Д. Л. Бернини, Ф. Борромини, Б. Ф. Растрелли). Классицизм вернул архитектурным сооружениям строгость и разумную упорядоченность форм (Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло, К. Н. Леду, М. Ф. Казаков, К. И. Росси и др.). Новые типы материалов открыли в 19–20 вв. ещё больший простор фантазии для архитекторов, стремившихся соединить лаконизм и функциональность с яркой образностью (Эйфелева башня, 1889; Шаболовская радиобашня В. Г. Шухова в Москве, 1930 е гг.; здания из стекла и бетона Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Л. Райта, К. С. Мельникова, братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных).
Замок Алькасар в Толедо. Испания. 13–18 вв.
Архитектура делится на два больших раздела: религиозная, или церковная (храмы, монастыри), и светская (жилые дома и дворцы, общественные и промышленные сооружения, садово-парковая архитектура и градостроительство – искусство планирования и возведения городов). На протяжении тысячелетий самыми важными зданиями для человека являлись храмы, занимавшие главное место в застройке города, площади, села. В эпоху Возрождения с ними начинают соперничать светские здания – ратуши, дворцы, загородные виллы и т. д. Многие типы светской архитектуры (жилой дом, дворец, стадион, театр и др.) сложились в глубокой древности, хотя их планировка, оформление, конструкция со временем сильно изменялись. Другие (почта, вокзал, фабрика, завод) появились относительно недавно. Здания могут иметь самостоятельное значение или объединяться в архитектурные ансамбли (см. ст. Ансамбль архитектурный). Самой сложной задачей для архитектора является создание ансамбля города.
Небоскрёбы в Шанхае. 20 в. Китай
Градостроительные задачи решали уже древние цивилизации. Сначала поселения строились стихийно, постройки веками лепились к главному зданию – дворцу, святилищу (Кносс на о. Крит, 3 е – сер. 2 го тыс. до н. э.). В Древнем Египте и Месопотамии применялась разбивка городов на геометрически правильные кварталы. Впоследствии сложились три основные планировочные системы: радиально кольцевая, регулярная прямоугольная и веерная. Радиально кольцевая планировка (улицы располагаются кольцами вокруг единого центра) существует с глубокой древности. Так строились древнегреческие (вокруг акрополя) и древнерусские (вокруг кремля) города. В 5 в. до н. э. архитектор Гипподам из Милета разработал принцип регулярной городской планировки (улицы пересекались под прямым углом, две главные улицы были ориентированы по сторонам света). Гипподамову систему вслед за греками стали использовать римляне, а затем и др. западноевропейские народы. Расцвет градостроительства приходится на период господства барокко и классицизма с их любовью к созданию далёких перспектив, прямых магистралей, широких открытых пространств. Ярким примером веерной планировки является Санкт-Петербург, в основе плана которого – три главные улицы, расходящиеся лучами из единого центра. Основанная Петром I в 1703 г., новая столица с момента постройки развивалась по единому плану, поэтому Санкт-Петербург является выдающимся памятником градостроительства. Градостроительство, как и архитектура в целом, призвано сделать среду обитания людей не только удобной, но и красивой: материальное окружение человека оказывает значительное воздействие на его психику и настроение.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.