- Авангардизм
- Авангардизм
(франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим жизнестроительным идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма, явившиеся отражением кризиса буржуазной культуры XX в., проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот лишь в замкнутом ряду формально-стилевой эволюции, и выход наиболее радикально мыслящих авангардистов в общественно-художественную деятельность означал их разрыв с основными эстетическими доктринами авангардизма. В то время как некоторые художники, первоначально причастные к авангардизму, под мощным воздействием идей социализма преодолели модернистские блуждания и вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству, другие его представители, неспособные преодолеть рамки индивидуалистического буржуазного самосознания, соскальзывали в хаос субъективистских переживаний и все более удалялись в область чистого формотворчества. К началу 30-х гг. абстракционизм теряет демонстративно-бунтарский характер. После 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латинской Америки наряду с укреплением позиций реалистического "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма и находящийся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами социализма, с традициями демократической культуры. Литература: И. Маца, Проблемы художественной культуры XX в., М., 1969; Л. А. Бажанов, В. С. Турчин, К суждению об авангардизме и неоавангардизме, в сб.: Советское искусствознание, '77, в. 1, М., 1978; Holthusen Н. Е., Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Butler Ch., After the wake. An essay on the contemporary avant-garde, Oxf., 1980.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)авангарди́зм(от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма.
Х. Грис. «Натюрморт с бутылкой бордо». 1919 г. Частное собрание. Берлин
Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. странах. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила, идеалы. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и всё художественное наследие. Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки! Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Выпускались дерзкие манифесты (сборник стихов В. В. Маяковского, А. Е. Кручёных, В. Хлебникова и братьев В. Д. и Д. Д. Бурлюк «Пощёчина общественному вкусу», 1912). Художники сознательно дразнили публику. Шокирующим было всё: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов; названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет»); способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам, итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Однако за дерзкими выходками скрывалась серьёзная работа над созданием принципиально новой художественной системы. Каждая из группировок – в полемике со всеми остальными – отстаивала свой творческий метод, своё видение дальнейшего развития искусства.
У. Боччони. «Восставший город». 1910 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк
В 1960—70-х гг. появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Никогда прежде европейская культура не знала такого многообразия течений, направлений, художественных систем, индивидуальных стилей. Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малеви ч, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всём многообразии индивидуальных стилей, совместными усилиями они разработали новую художественную систему, в основе которой не подражание природе, а творческое самовыражение художника. Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.