- Майолика
- Майолика
(итал. maiolica, от Majolica - старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) 1) в узком смысле - итальянские керамические изделия XV-XVII вв. с цветным пористым черепком и не допускающей исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кастельдуранте), а иногда и с нанесённым сверху люстром (Дерута, Губбио). Итальянская майоликовая живопись (портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках и панно; работы Никколо Пеллипарио) и скульптура (работы семьи делла Роббиа и др.) носят самостоятельный характер, что сближает их со станковым и монументальным искусством. 2) В широком смысле майолика - изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большое развитие майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии. Майолика производилась также в XIV-XVIII вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). В Древней Руси майолика была известна уже в XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи). В XVIII в. майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели (см. Гжельская керамика). В декоративной майолике на рубеже XIX-XX вв. работали (уделяя особое внимание глазурям восстановительного обжига - с металлическим блеском) М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие русские художники, в 30-х гг. - советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов и др. С 50-х гг. к майолике обращаются многие советские и зарубежные художники-керамисты (в том числе Ф. Леже, П. Пикассо). Для современной майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В советской художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.
Испанское блюдо. 2-я четв. 14 в. Городской музей. Манреса.
М. А. Врубель. "Голова египтянки". Кон. 19 в. Русский музей. Ленинград.
Н. Пеллипарио. Чаша. Кастельдуранте (Италия). Около 1525. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Литература: А. Н. Кубе, Итальянская майолика XV-XVIII вв. Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1976; В. Щербак, Сучасна укаiнська майолiка, Кипв, 1974; Scavizzi G., Maiolica Delft and Faience, Feltham., 1970; Conti Qiovani, L'arte de la maiolica in Italia, Milano, 1973; Fortnum Ch. D. E., Maiolica: a historical treatise on the glazed and enamelled earthwares of Italy, N. Y., 1979; см. также литературу при статье Керамика.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)майо́лика(итал. maiolica), изделия из цветной обожжённой глины с глазурью (стекловидным покрытием толщиной 0,15—0,3 мм, закреплённым обжигом). Название связано с о. Майорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики. Для майоликовых изделий характерны мягкие, словно оплывающие формы, блеск и яркость переливчатых цветов.
М. А. Врубель. Печь-лежанка. 1899–1900 гг. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Широко применялась уже в странах Древнего и средневекового Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в 14–18 вв. в странах Европы (Испании, Германии, Франции). Особым совершенством отличается итальянская майолика эпохи Возрождения (портреты и сюжетные композиции на декоративной посуде и керамических панно Н. Пеллипарио и др. мастеров; скульптурные работы семьи делла Роббиа).
М. А. Врубель. Изразец «Павлин». Керамические мастерские. Абрамцево
А. Я. Головин. Жбан «Петух»
На Руси майолика была известна с 11 в. В 17 в. повсеместно создавались майоликовые изразцы (плитки), служившие украшениями для наличников окон, порталов, фризов в архитектурных сооружениях, а также печей и каминов. В 18 в. майоликовую посуду, изразцы, статуэтки выпускали завод Гребенщикова в Москве и мастерские Гжели. Декоративная майолика переживает яркий расцвет на рубеже 19–20 вв., когда к ней обращаются крупные мастера (М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и др.).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.