- Люксембург
- Люксембург
(франц. Luxembourg, нем. Luxemburg), Великое Герцогство Люксембург, небольшое государство в Западной Европе. Основано в X в. На территории Люксембурга обнаружены неолитическая керамика, дольмены, памятники искусства кельтов и древних римлян (остатки терм, военных лагерей, башен, барельефов, мозаик и др.). В раннесредневековый период главным художественным центром был монастырь в Эхтернахе, где выполнялись прекрасные миниатюры, отражавшие в VIII-X вв. ирландские, а на рубеже X и XI вв. оттоновские (см. Германия) традиции. Исполнялись и резные оклады Евангелий с пластинами из слоновой кости. В XI в. возводились многочисленные замки (сохранились в руинах), романские капеллы (десятигранная капелла замка Вианден) и базилики (церковь Санкт-Виллибрордус в Эхтернахе, 1017-31) со скульптурным убранством. Готические церкви XIV-XVI вв. (в гг. Люксембург, Риндшлейден, Сет-Фонтен и др.) отличались обилием скульптуры в интерьерах (табернакли, статуи мадонн и святых, надгробия). Во второй половине XVI в. распространился стиль ренессанса (ратуша, ныне герцогский музей, в Люксембурге, 1563), а в XVII в. - барокко (собор в Люксембурге, 1613-21). Возводились укрепленные резиденции знати (замки Витранж, Анзембург и др.). В XVIII в. переживало расцвет декоративно-прикладное искусство (производство мебели, изделий из металла, фаянса). В архитектуре XIX в. классицизм уступил место эклектизму. Интенсивный рост промышленности вызвал в конце XIX - начале XX вв. обширное индустриальное и жилищное строительство (рабочие посёлки в Эше, Дюделанже и др.). Изобразительное искусство XIX в. развивалось под французским воздействием (портреты Ж. Б. Фрезе, романтические пейзажи М. Кирша). После Первой мировой войны 1914-18 проявилось влияние немецкого экспрессионизма, затем - французского фовизма. Чертами острого гротеска, сочностью гаммы, сочувствием к обездоленным отмечена живопись Й. Куттера. В произведениях современных художников (В. Кесселер, Ж. Пробст, М. Хофман и др.) ощутимы влияния А. Матисса, П. Пикассо, Ф. Леже и других французских мастеров. Композиции скульптора Л. Верколье при тенденциях абстрактного искусства сохраняют известную близость натуре. Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; Ж. Килль, Тысячелетний Люксембург, пер. с нем., М., 1965; Krier Т., Luxembourg, belle capital d'un beau pays, Luxembourg, 1971.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.