- Литьё
- Литьё
изготовление отливок путём заполнения форм расплавленным металлом и дальнейшая их обработка - наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов, светильников и пр.; также художественные произведения, выполненные этим способом. Литьё зародилось в эпоху освоения человеком способов добычи и обработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось в его отдельную отрасль, где художественными задачами диктуются специфические приёмы формовки модели и методы литья (нередко в расчёте на получение одной отливки), выбор металла или сплава для определенного вида изделия. Этим же задачам служит доработка (часто авторская) поверхности отливок (чеканка, гравировка, патинирование, золочение и тому подобное), благодаря которой даже тиражируемые изделия приобретают свойства уникального произведения.
Основная технология литья вырабатывалась при использовании в качестве исходного материала бронзы - с древности и до наших дней самого употребляемого сплава для художественных изделий. С IV в. для литья небольших вещей начали обращаться к олову (амулеты из коптских гробниц IV-VII вв.), из которого в XVI-XVIII вв. отливали плакетки, медали и главным образом сосуды (чаши, кубки и тому подобное), имитировавшие более дорогое серебро. Благодаря мягкости металла эти изделия имеют скруглённые края, текучий рельеф в изображениях, выполнявшихся преимущественно гравировкой. В XVII-XVIII вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петродворец), текучесть которого использовалась для создания эффекта как бы растворённых в воздушной среде контуров фигур и складок одеяний. С XV в. в Германии, а затем и других странах Западной Европы (в России - с конца XVII в.; см. также Каслинское литьё) развилось литьё из чугуна (парковая скульптура, надгробия, решётки, ограды, садовая мебель и пр.). Более массивное, чем бронзовое, но более дешёвое чугунное литьё со свойственной ему выразительностью весомого материала и глухого тона (от светло-серого до густо-чёрного) применяется ныне почти так же широко, как и бронза.
Литература: А. М. Петриченко, Искусство литья, М., 1975; Б. Н. Зотов, Художественное литье, 3 изд., М., 1982.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.