- Линогравюра
- Линогравюра
выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластических материалах, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале XX в. Специфические качества линогравюры (лаконизм художественного языка, резкие контрасты чёрного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала, возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать, высокая тиражность) очень скоро привлекли к себе многих мастеров печатной графики. Вначале в линогравюре под влиянием ксилографии сложился декоративно-обобщенный стиль, в котором основную выразительную роль играли силуэт и гладкое красочное пятно; в дальнейшем развивается и совершенствуется своеобразный художественный язык линогравюры (произведения А. Матисса и П. Пикассо во Франции, Э. Паккарда и Б. Рэндолла в США, П. Нильсена в Дании и др.).
Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности линогравюра получила широкое распространение в тех странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, - особенно в Латинской Америке (творчество гравёров "Мастерской народной графики" в Мексике: Л. Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса; "Клуба друзей гравюры" в Бразилии: К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.; А. Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили). В России в технике линогравюры работали В. Д. Замирайло, И. Н. Павлов, Д. И. Митрохин, О. В. Розанова. Крупными советскими мастерами линогравюры были В. Д. Фалилеев, К. Е. Костенко, П. Н. Староносов, И. А. Соколов, В. А. Фаворский. Расцвет советской линогравюры приходится на конец 50-х - 60-е гг. Обобщенные образы советской действительности, широко используя декоративность линогравюры, богатство её фактуры, создали Г. Ф. Захаров и И. В. Голицын в РСФСР, Г. В. Якутович на Украине, Г. Г. Павловский в Белоруссии, Л. А. Ильина в Казахстане, С. Красаускас, А. Макунайте в Литве.
Г. Ф. Захаров. "Пейзаж со всадником". 1964.
Литература: И. Павлов, М. Маторин, Техника гравюры на дереве и линолеуме, 2 изд., М., 1952; В. В. Курашев, Гравюра на линолеуме, М.-Л., 1965.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)линогравю́рагравюра на линолеуме. Возникла на рубеже 19–20 вв., после того, как был изобретён линолеум. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Специфические качества линогравюры: лаконизм художественного языка, контрасты чёрного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати. Особое развитие линогравюра получила в странах Латинской Америки – в творчестве гравёров «Мастерской народной графики» в Мексике (Л. Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и «Клуба друзей гравюры» в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А. Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К линогравюре часто обращались А. Матисс и П. Пикассо. В России в технике линогравюры работали В. Д. Замирайло, И. Н. Павлов, Д. И. Митрохин, В. Д. Фалилеев, В. А. Фаворский.
П. Пикассо. «Играющие фавны». Линогравюра. 1959 г.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.