- Курос
- Курос
(греч. kъros), статуя юноши-атлета (преимущественно обнажённого), характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Тип куроса складывается в конце VII в. до н. э. в связи с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета или воина. Куросы отличаются строго фронтальной статичной композицией, суммарной трактовкой форм человеческого тела, так называемой архаичной улыбкой (устаревшее название куроса - "архаичные Аполлоны"). Куросы ставились в святилищах и на гробницах, имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.
"Курос Тенейский". Мрамор. Сер. 6 в. до н. э. Глиптотека. Мюнхен.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)ку́рос(греч. kú ros – юноша), статуя обнажённого юноши в древнегреческой скульптуре периода архаики (7–6 вв. до н. э.). В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона (Аполлон Тенейский, 6 в. до н. э.), и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний (парные статуи Клеобиса и Битона, скульптор Полимед Аргосский, нач. 6 в. до н. э.). Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками (надгробная статуя Кройса, ок. 520 г. до н. э.). В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута – он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.
Надгробная статуя Кройса. Мрамор. Ок. 520 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.