- Куба (государство)
- Куба (государство)
(Cuba), Республика Куба, социалистическое государство в Вест-Индии. Расположена на островах Куба, Хувентуд (Пинос) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантическом океане, Мексиканском заливе и Карибском море. На территории Кубы сохранились памятники искусства индейцев гуанахатабеев (с V в.) - пещерные росписи в горах Сьерра-Кемадос и на острове Хувентуд, резные орнаментированные жезлы и др. От земледельческих народов сибонеев и таино (V-X вв.) остались керамика (расписные сосуды, статуэтки людей и животных), каменные и деревянные идолы ("семи"), а также каркасные хижины ("бойо") и свайные платформы для продуктов ("барбакоа"). После испанской колонизации (с конца XV в.) возникли города (Гавана, Сантьяго-де Куба, Тринидад и др.) с мощными укреплениями, прямоугольной сетью улиц, с церковью, ратушей и особняками знати на центральных площадях. Экономическое развитие Кубы вызвало в XVIII в. бурный рост гражданской архитектуры, испытавшей воздействие стиля "мудехар". Под влиянием испанского и мексиканского зодчества барокко сложились типы каменного жилого дома (одно-, трехэтажного, с внутренним двором - патио, белёными и окрашенными стенами, отделкой из цветных глазурованных плиток, деревянными и металлическими решётками на окнах и балконах) и церкви (однонефной, с 1-2 прямоугольными башнями, потолком - артесонадо или сводом). С XVIII в. фасады в стиле барокко украшались колоннами, арками, цветными витражами. Национальное своеобразие кубинского барокко обусловлено тропическим климатом и применением местного пористого камня- ракушечника; для него характерны богатые светотеневые эффекты, мягкие очертания динамичных выступающих и врезанных форм. Архитектура классицизма затронула главным образом Гавану. Архитектурные традиции колониального периода сохранились до начала XX в. К первым памятникам изобразительного искусства Кубы относятся немногие образцы церковной деревянной скульптуры и живописи, резьба на алтарях XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. под испанским влиянием сформировались кубинская гравюра (Ф. X. Баэс - религиозные эстампы, иллюстрации, этикетки для сигар) и живопись (религиозные картины X. Н. де ла Эскалеры, реалистичные портреты В. Эскобара, классицистические исторические картины X. Б. Вермая - основателя АХ Сан-Алехандро в Гаване, 1818). В первой половине XIX в. выступили представители костумбризма В. П. де Ландалусе, Ф. Миале, запечатлевшие характерные эпизоды народной жизни, пейзажисты И. Гарнерай и Э. Лапланте. Во второй половине XIX в. преобладали академические и романтические традиции в пейзаже (Ф. Сиснерос, В. Сане Карта) и исторической живописи (М. Мелеро). В начале XX в. в Гаване начали строиться многоэтажные дома в духе эклектизма и в стиле "модерн", а в 20-30-х гг. - в стиле современной европейской и американской архитектуры (архитектор Э. Родригес Кастельс). В 40-50-х гг. архитекторы А. Кинтана, А. Родригес Пичардо, А. Капабланка создали в духе функционализма ряд зданий из монолитного железобетона (в том числе многочисленные гостиницы и курортные комплексы), архитектура которых характеризуется новизной объёмной и планировочной композиций, искусным использованием цвета, учётом климатических условий (жалюзи, солнцезащитные устройства). В изобразительном искусстве с освобождением страны от испанского ига (конец XIX в.) получили развитие историческая и батальная патриотическая картина (А. Менокаль), реалистичная жанровая живопись (Л. Романьяч, Р. Лой) и скульптура (X. X. Сикре и др.). В 1920-х гг. выступили живописцы В. Мануэль, А. Гатторно и другие, стремившиеся к эмоциональности и острой характерности воплощения народной жизни. Особое место заняло творчество М. Поголотти, выступавшего с картинами, посвященными классовой борьбе пролетариата. С середины 30-х гг. А. Пелаэс, Марьяно Родригес, Р. Портокарреро, К. Бермудес и др. в мозаиках, фресках и станковой живописи, Д. Равенет в скульптуре использовали национальные традиции и опыт мексиканского и европейского искусства, стремясь к декоративности и красочности целого. В 40-50-х гг. получили распространение абстрактное искусство и сюрреализм (живописец В. Лам). После победы Революции 1959 развернулось массовое строительство. На месте трущоб выросли благоустроенные районы с железобетонными домами, школами, детскими садами, торговыми и культурными центрами; жилой массив Гавана-дель-Эсте в Гаване, жилые районы в Санта-Кларе, Камагуэе. Ведётся интенсивное строительство комплексов сельскохозяйственных кооперативов и народных имений ("Камило Сьенфуэгос", "Лос Пинос" и др.). Построены промышленные и транспортные сооружения, учебные заведения, больницы, медицинские центры, поликлиники, спорткомплексы и зоны отдыха. В 60-80-х гг. усиливаются индустриализация и типизация городского строительства, широко применяется сборный и монолитный железобетон (архитекторы X. Ребельон, Р. М. Франко, Ф. Салинас, Р. Порро). После 1959 создана сеть художественных школ, успешно развивается революционная графика, тяготеющая к обобщенным символическим образам, динамике композиций, смелым светотеневым контрастам (плакаты и эстампы К. Гонсалеса, О. Янеса, А. Поссе и др.). Произведения на революционные темы созданы живописцами С. Кабрерой Морено, О. Янесом, А. Бенитесом и др. Художники Кубы входят в Национальный союз писателей и деятелей искусства К. (основан в 1961).
Церковь в Санта-Мария-дель-Росарио (пров. Гавана). 1760 - 1766.
Э. Абела. "Крестьяне". 1938. Национальный музей. Гавана.
Х. Гальван и др. Национальный центр научных исследований Академии наук Республики Куба в Гаване. 1966.
С. Кабрера Морено. "Сбор народного урожая". 1961. Национальный музей. Гавана.
Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 11-12 (кн. 2), М., 1973-77; Н. Филиповская, Архитектура революционной Кубы, М., 1965; Культура Кубы. (Сб. ст.), М., 1979; Juan A. de, Las artes plasticas, La Habana, 1968; ее же, Pintura cubana: Temas у variaciones, Mйxico, 1980.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.