Ксилография


Ксилография
Ксилография
        (от греч. хэlon - дерево и grбpho - пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише.         

"Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В "торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.         

Возникновение "обрезной" ксилографии связано с развитием резьбы по дереву, в том числе на досках для набойки, а также с распространением бумаги. В Европе первые ксилографии (игральные карты и ксилографии религиозного содержания) появились на рубеже XIV-XV вв. в Германии, Чехии, Австрии; затем в этой же технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли первые так называемые блочные книги, иллюстрированные гравюрами на дереве; они печатались в Кёльне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле. Крупнейшим мастером ксилографии был А. Дюрер. В XV-XVI вв. в технике ксилографии были исполнены многие гравюры, послужившие оружием острой социальной борьбы в Германии ("летучие листки") и в Нидерландах. В XVI в. получила развитие цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг в Германии); книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др. В XVII-XVIII вв. в России и на Украине связь ксилографии с народными традициями и фольклором раскрывается в широко распространившемся лубке.         

Высокими достижениями техники ксилографии отмечено японское искусство. Толчком для развития японской ксилографии послужили образцы, полученные из Китая, где были с древности (впервые упоминаются в VI в.) распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с XVI в. - и цветная ксилография. В XVII в. в Японии появились иллюстрированные книги ("Исэмоногатари", 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой укиё-э. Японская ксилография, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Её крупнейшими мастерами были в XVII-XIX вв. Окумура Масанобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ. Увлечение японской ксилографией оказало влияние на европейскую живопись и графику второй половины XIX в.         

В европейском искусстве XVIII-XIX вв. ксилография постепенно уступала место широко распространившейся репродукционной гравюре на металле, хотя в XIX в. были широко распространены иллюстрации в технике "торцовой" ксилографии, изобретённой в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком. Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем "модерн", черты которого наметились в книжных ксилографиях У. Морриса (Великобритания), декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже XIX-XX вв. сложился своеобразный декора- тивно-упрощённый, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В XX в. для многих художников характерны напряженная экспрессия, контрастность пятен, выделяющихся вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, художники группы "Мост" в Германии, в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнер). Большую роль играло использование традиции народной ксилографии (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс в Польше). Особую выразительную силу и острое социально-критическое содержание приобрела ксилография в творчестве Ф. Мазереля в Бельгии, К. Кольвиц в Германии, Р. Кента в США, А. Дерена во Франции.         

Крупнейшие мастера советской ксилографии - П. А. Шиллинговский, Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, Л. С. Хижинский и В. А. Фаворский, по-новому осмысливший художественные средства ксилографии. В советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации (П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов и др.). Своеобразные школы ксилографии сложились на Украине (В. И. Касиян), в Латвии (П. А. Упитис) и других советских республиках. В социалистических странах значительные работы создали В. Клемке (ГДР), Т. Кулисевич (Польша), Я. Рамбоусек, Ю. Сабо (Чехословакия), Дж. Андреевич-Кун (Югославия), Б. Ги Сабо (Румыния).



В. А. Фаворский. Иллюстрация к
В. А. Фаворский. Иллюстрация к "Каменному гостю" А. С. Пушкина. Торцовая гравюра на дереве. 1959 - 1961.

Литература: П. Кристеллер, История европейской гравюры XV-XVIII вв., (пер. с нем., М.), 1939; А. А. Сидоров, Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Б. Воронова, Японская гравюра. (Альбом), М., 1963; В. В. Турова, Что такое гравюра, 2 изд., М., 1977; Н. Н. Розанова, Московская книжная ксилография 1920/30 гг., М, 1982; Hind А. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, N. Y., (1963).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
ксилогра́фия
(от греч. xý lon – срубленное дерево и grá phō – пишу, рисую), гравюра на дереве, самая древняя техника гравирования. Благодаря лёгкости выполнения была распространена и в Европе, и в странах Востока. Различают два вида ксилографии: обрезную и торцовую гравюру. Древнейшая разновидность – обрезная гравюра, в которой используют доски продольного распила. Мастер намечает рисунок на отшлифованной доске; затем каждая линия, штрих и пятно с двух сторон обрезаются острыми ножами (отсюда название «обрезная гравюра»); промежутки между ними выдалбливаются стамесками. На доску специальным валиком наносится типографская краска, затем делается оттиск на бумаге – вручную или с помощью специального станка-пресса. Изображение на оттиске всегда получается зеркальным, как и в др. видах гравюры. С одной доски можно сделать несколько тысяч отпечатков. «Обрезная» гравюра на дереве относится к высокой печати, так как изображение на оттиске отпечатывается с выступающих, выпуклых мест доски.

«Св. Доротея». Ксилография. Ок. 1430 г.
«Св. Доротея». Ксилография. Ок. 1430 г.

 

В. В. Кандинский. «Гусляр». Ксилография. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В. В. Кандинский. «Гусляр». Ксилография. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». 1862 г.
Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». 1862 г.

 
В Европе ксилография появилась в 15 в. (М. Шонгауэр, А. Дюрер и др.). В Германии продавались также бумажные «иконы» для людей из низших слоёв общества – отдельные листки-гравюры с изображениями святых или сюжетов из Священного Писания. Изобретение ксилографии позволило выпускать печатные книги. Для этого все буквы и иллюстрации каждой страницы вырезали на одной доске. В 1450 г. в Германии И. Гутенберг изобрёл печать «подвижными» буквами. Текст стали набирать из отдельных металлических букв, а иллюстрации ещё долгое время продолжали вырезать на дереве. Недостатком обрезной гравюры было то, что резать поперёк волокон доски было сложно; диагональные и округлые линии давались мастерам с большим трудом. Лишь в кон. 18 в. английский гравёр Томас Бьюик предложил использовать доски не продольного, а поперечного распила. Так появилась «торцовая» гравюра, которая по своим возможностям приблизилась к гравюре по металлу. На доске поперечного распила линии получались тоньше, гибче и разнообразнее.
Вплоть до кон. 19 в. торцовую гравюру применяли главным образом для репродуцирования. В нач. 20 в., когда появилась возможность использовать в качестве репродукций фотографии, гравюра на дереве стала возрождаться как авторская техника (Э. Мунк, О. Бёрдсли, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Фаворский и др.).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ксилография" в других словарях:

  • ксилография — ксилография …   Орфографический словарь-справочник

  • КСИЛОГРАФИЯ — (греч., от xylon дерево, и grapho пишу). Искусство печатания деревянными резными досками; китайский способ печатания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КСИЛОГРАФИЯ гравирование на дереве, печатание… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ксилография — кьяроскуро, гравирование, оттиск, гравюра, ксилогравюра, киароскуро, автоксилография Словарь русских синонимов. ксилография сущ., кол во синонимов: 7 • автоксилография (1) …   Словарь синонимов

  • Ксилография — (от нем. xylographie, фр. xylographie < ксило… греч. xylon дерево, древесина + …графия grapho пишу) 1) способ высокой печати, при котором печатная форма изготавливается путем ручной резьбы на деревянных досках; 2) листовое изоиздание,… …   Реклама и полиграфия

  • КСИЛОГРАФИЯ — (от ксило... и...графия), гравюра на дереве …   Современная энциклопедия

  • КСИЛОГРАФИЯ — (от ксило... и ...графия) гравюра на дереве …   Большой Энциклопедический словарь

  • КСИЛОГРАФИЯ — КСИЛОГРАФИЯ, и, жен. 1. Вид гравюры (в 1 знач.) получение изображения с плоской деревянной печатной формы. Работать в технике ксилографии. Мастера ксилографии. 2. Вид гравюры (во 2 знач.) изображение, полученное с плоской деревянной печатной… …   Толковый словарь Ожегова

  • КСИЛОГРАФИЯ — жен. искусство книгопечатанья деревянными, резными досками: китайский способ печатанья. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Ксилография — гравирование на дереве …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ксилография — и, ж. xylographie f., нем. Xylographie. 1. Гравирование на дереве. Павленков 1911. 2. Гравюра на дереве; оттиск с такой гравюры. Коллекция ксилографий. БАС 1. 3. устар. Мастерская, где делают ксилографии. 7.1. 1902. Сила правил о типографиях… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.