- Кружево
- Кружево
текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчато- бумажных, шерстяных, металлических и др.). Кружево применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные кружева; полосы-прошивки, бордюры) или вставок (штучные кружева; треугольники, квадраты), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал, нарядных женских костюмов (штучные кружева). Главные особенности кружева как вида декоративно-прикладного искусства - воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для кружева характерно слияние ажурных узоров и сетки фона или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного фона, разнообразие ритмического построения узора. По технике использования кружево бывает ручное и машинное.
Ручное кружево плетётся на коклюшках, шьётся иглой. Существует также вязаное кружево, выполненное крючком или на спицах. Плетёное кружево подразделяется на численное, парное и сцепное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Парное и сцепное кружево делается по "сколку" - рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями, образующими кружево. В парном кружеве узор и фон плетутся одновременно. В сцепном кружеве основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (так называемые вилюшки) и соединяются между собой с помощью крючка нитями ("сцепками" или "решётками"). В парном кружеве преобладают геометрические узоры, а в сцепном - растительные.
Кружево появилось на рубеже XV-XVI вв., по-видимому, в Италии. Ранние шитые кружева представляли собой полоску с зубцами, заполненную главным образом геометрическим или растительным орнаментом. В конце XVI в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, то есть кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками. В середине XVII в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В XVIII в. Италия потеряла своё значение как ведущая страна по изготовлению кружев, на первое место выступили Фландрия и Франция.
Во Фландрии производство кружева развивалось с конца XVI в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем плетёных. Особенно славились тонкие плетёные кружева типов "бенш", "валансьенн", "малин" (названы по городам, в которых они производились) с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале XVIII в. стали изготовлять лёгкое и воздушное тюлевое кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и тому подобное. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель С середины XVIII в. здесь делали аппликацию по тюлю.
Во Франции производство кружева развивалось с середины XVII в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане. В XVIII в. в тех же центрах производили шитое по тюлю кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце XVIII - начале XIX вв. орнамент тюлевого кружева располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки или так называемые мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые кружева. В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных кружев в виде прошивок из золотых и серебряных нитей относятся к первой четверти XVII в. Введение в XVIII в. общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства кружева в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского кружева XVIII в. с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нитей. Однако, помимо общих черт, в русском кружеве. XVIII в. наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Торжка и др. В первой четверти XIX в. производство кружева начинает принимать форму народного художественного промысла, однако с середины XIX в. широкое распространение дешёвого машинного кружева приводит к упадку его художественного уровня. В СССР (20-е гг.) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы. В советском кружеве, развивающем богатые художественные традиции русского кружева, используются национальные типы узоров, а также новые орнаментальные мотивы. Смотри также Елецкое кружево, Вологодское кружево.
Волан. Шитое кружево. Седан (Франция). Нач. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.
Вставка для корсажа. Шитый рельефный гипюр. Венеция (Италия). 17 в. Эрмитаж. Ленинград.
Деталь полотенца царицы Прасковьи Фёдоровны, подаренного ею в 1696 патриарху Адриану. Золотое кружево с изумрудами и жемчугом. Кон. 17 в. Оружейная палата. Москва.
Литература: Н. Ю. Бирюкова, Западноевропейское кружево XVI-XIX вв. в собрании Эрмитажа, Л., 1959; В. А. Фалеева, Русское плетеное кружево, Л., 1983.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.