Крестово-купольный храм


Крестово-купольный храм
Крестово-купольный храм
        тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.



Крестово-купольный храм. Аксонометрия.
Крестово-купольный храм. Аксонометрия.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
кресто́во-ку́польный храм
основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В средокрестии (месте пересечения рукавов) находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом (реже многоугольном) барабане. Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников, напоминающие по форме надутые ветром корабельные снасти) или тромпы (перекрытия в форме сегмента конуса). Угловые пространства между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами. Крестово-купольная система в общих чертах сложилась в Византии в 5 в.; окончательно сформировалась в 9–12 вв. В это время, помимо типичных крестово-купольных построек, возводились храмы с куполом, опирающимся на восемь колонн, на две стены и два столба и т. д. Крестово-купольные храмы могли быть как одноглавыми (с одним куполом; храм Покрова Богородицы на Нерли, 1165), так и многоглавыми (25-главая Десятинная церковь в Киеве, 990–96; 13-главый храм Св. Софии Киевской, 1037; пятиглавые Успенский собор во Владимире, 1189, и Успенский собор Московского Кремля, 1475–79).

Крестово-купольный храм. План
Крестово-купольный храм. План

 

Крестово-купольный храм. Разрез
Крестово-купольный храм. Разрез

 

Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

 
Центричность крестово-купольного храма, восхождение ввысь его архитектурных объёмов зримо выражали символику здания как воплощения Божественного космоса. С 9 в. в Византии, а позднее на Руси была разработана символика троичности (трёхчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю. За ним следовала основная, центральная часть – наос, или неф (лат. navis – корабль), помещение для молящихся, символически соединяющее небо и землю и уподобленное спасительному судну в греховном житейском море. Третья, алтарная часть – небо, место пребывания Бога. Так же чётко (в отличие от храмов-базилик) проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – «небо» – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов. Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов. И, наконец, третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – «столпов церкви», подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Смотреть что такое "Крестово-купольный храм" в других словарях:

  • Крестово-купольный храм — имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод с куполом в световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату… …   Официальная терминология

  • Крестово-купольный храм — имеет четыре столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие свод на световом барабане, переходом к которому служат паруса. В плане крестово купольный храм образует пространственный крест. К центральному квадрату примыкают… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Крестово-купольный храм — Крестово купольный храм. КРЕСТОВО КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ, тип христианского храма, в котором купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Сложился в зодчестве Византии и в разных вариантах… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ — тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии: купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава …   Большой Энциклопедический словарь

  • Крестово-купольный храм — Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Крестово купольный храм ( …   Википедия

  • крестово-купольный храм — тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии и широко распространившийся в древнерусском зодчестве X XVI вв.; купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. * * * КРЕСТОВО… …   Энциклопедический словарь

  • Крестово-купольный храм —         тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии. В классическом варианте К. к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается Барабан, перекрытый Куполом;… …   Большая советская энциклопедия

  • КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ — символ обители Бога, основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства, возникшая в Византии и определившаяся в основных чертах к V в. Геометрическая символика внешней, центрически организованной пирамидальной композиции и… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Крестово-купольный храм — тип христианского храма, сложившегося в зодчестве Византии. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами ии… …   Строительный словарь

  • Крестово-купольный храм —    тип христианского храма, сложившегося в зодчестве Византии. Купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами ии …   Архитектурный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.