- Киевская Русь
- Киевская Русь
Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры и начали поиски собственных средств художественной выразительности.
В IX-X вв. возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. по письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохрагился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм - Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке). Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо- Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера. Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. ч. и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). В XII в. обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. ("Остромирово евангелие", 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.
Уже в XI - начале XII вв. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода. Монументальной простотой, пластической мощью объёма выделяется Софийский собор в Новгороде, монолитной цельностью композиции отличаются новгородские соборы начала XII в. (пятикупольный Николо-Дворищенский, трехкупольные соборы Антониева монастыря и Юрьева монастыря, мастер Пётр). Новгородская иконопись XI - первой полвины XII вв. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы "Устюжское благовещение", "Ангел Златые власы"). Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.
Наследие Киевской Руси, ставшее значит, вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ, возникших в период феодальной раздробленности (владимиро-суздальская школа, новгородская школа и др.), и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.
Софийский собор в Киеве. Заложен в 1037. Интерьер с фигурой Оранты в главной апсиде.
Пятницкая церковь в Чернигове. Кон. 12 - нач. 13 вв.
Фигуры апостолов "Евхаристии". Фрагменты мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Около 1108. Перенесен в Софийский собор в Киеве.
Зодчий Пётр (?). Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре в Новгороде. Заложен в 1117.
Литература: ИРИ, т. 1-2, М., 1953-54; ВИА, т. 3, Л.-М., 1966; Каргер M. К., Древний Киев, т. 1-2, М.-Л., 1958-61; В. Н. Лазарев, Мозаики Софии Киевской, (М., 1960); его же, Михайловские мозаики, (М., 1966); Ю. С. Асеев, Архiтектура Кипвськоп Pyci, Кипв, 1969; Древнерусское искусство, (в. 6) - Художественная культура до-монгольской Руси, М., 1972.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.