- Карельская Автономная Советская Социалистическая республика
- Карельская Автономная Советская Социалистическая республика
Карелия. В составе РСФСР. Расположена на северо-западе Европейской части СССР. На побережье Белого моря (Залавруга и др.) и Онежского оз. (Бесов Нос и др.) сохранились наскальные рисунки периода неолита и бронзы с изображениями людей и антропоморфных существ, животных, сцен лесной и морской охоты. К неолиту восходят и вырезанные из рога головы лосей, схематичные человеческие фигурки. С начала 2-го тысячелетия художественная культура Карелии тесно переплетена с русской культурой. Иконопись Карелии в качестве архаизирующей ветви новгородской школы известна с XIV-XV вв. ("Апостол Пётр", XIV в., ГРМ). К XVI в. в иконописи кристаллизуются местные особенности: упрощённость живописной техники, рисунка и композиции, сочетающаяся с обобщённостью и лаконизмом в трактовке формы, с большой выразительностью, духовной значимостью образов ("Пётр и Павел", XV в., "Огненное восхождение пророка Илии", XVI в., - оба в Музее изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Обилие лесных массивов обусловило широкое развитие деревянного зодчества. Строились клетские церкви с горизонтальной композиционной осью (Лазаревская церковь из Муромского монастыря, конец XIV в. или XVI в.), вертикально ориентированные шатровые (Успенская церковь в Кондопоге) и живописные многоглавые (Преображенская и Покровская церкви погоста Кижи) храмы, многочисленные часовни. В жилищном деревянном строительстве преобладали большие срубные постройки, объединявшие под общей крышей жилые и хозяйственные помещения. С развитием промышленности и ростом городов в XVIII в. началось каменное строительство, сначала развивавшееся под воздействием барокко, а затем классицизма (ансамбль Круглой пл., ныне пл. Ленина, в Петрозаводске, 1775, архитектор Е. С. Назаров; перестройки 1787-89 и 1839). В советское время реконструируются столица Карелии - Петрозаводск и старые города (Олонец, Кемь и др.), растут новые (Беломорск, Сегежа и др.). В архитектуре конца 30-50-х гг. использовались ордерные элементы (Русский музыкально-драматический театр Карельской АССР в Петрозаводске, 1953-55, архитекторы С. Г. Бродский и др., скульптор Конёнков С. Т.) и декоративные мотивы народной архитектуры (жилые дома на ул. Гоголя в Петрозаводске, архитектор М. Г. Старченко). В 60-80-х гг. возводятся простые и ясные по композиции промышленные и общественные здания (Выгостровская ГЭС, 1961). В становлении изобразительного искусства Карелии особая роль принадлежит живописцам В. Н. Попову, в советское время возглавлявшему художественную школу (1919-21) и студию изобразительного искусства (открыта в 1936) в Петрозаводске, и А. Я. Андриянову. В живописи 50-х - начала 80-х гг. большое развитие получили пейзаж (С. X. Юнгунен и др.), портрет (Г. А. Стронк, Ф. Э. Ниеминен и др.), натюрморт (Л. Ф. Ланкинен, М. Ш. Юфа). Значительное место в современном художественном процессе занимают графика (Стронк, Т. Г. Юфа и др.), портретная и жанровая скульптура (Л. Ф. и Г. Ф. Ланкинены, В. В. Афанасьев, Э. А. Акулов). В 1939 основано Карельское отделение СА СССР, в 1940 - СХ Карельской АССР. Народное декоративное искусство Карелии представлено резьбой по дереву, украшающей храмы, избы, утварь. Для украшения зданий и бытовых предметов применялись декоративная роспись. Распространена вышивка.
"Апостол Петр". Икона. 14 в. Русский музей. Ленинград.
С. Х. Юнтунен. "Лето в Карелии". 1964.
Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; В. Плотников, Изобразительное искусство Советской Карелии, Л., 1961; Э. С. Смирнова, Живопись Обонежья XIV-XVI вв., М., 1967; В. П. Орфинский, Деревянное зодчество Карелии, (Л., 1972).(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.