Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая республика


Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая республика
Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая республика
        Калмыкия. В составе РСФСР. Расположена на крайнем юго-востоке Европейской части СССР. На территории Калмыкии обнаружена неолитическая керамика с гравированным геометрическим и растительным орнаментом (стоянки близ села Зензели и Элисты), в погребениях эпохи бронзы (3-2-е тысячелетия до н. э.) - ювелирные украшения (в урочище "Три брата"), в курганах и могильниках 1-го тысячелетия до н. э. - VI в. н. э. - произв. искусства (в т. ч. выполненные в "зверином стиле") населявших Калмыкию скифов, аланов, сарматов. Позднее на территории Калмыкии сменялись различные народы, преимущественно тюрки. В XIII-XV вв. территория Калмыкии входила в состав Золотой Орды, в XV-XVI вв. - Астраханского ханства. К середине XVII в. из Центральной Азии в Калмыкию переселились ойраты (предки калмыков, народность монгольской группы). В XVII-XVIII вв. различные феодальные объединения Калмыкии вошли в состав Русского государства. В XVII-XIX вв. у скотоводов- калмыков существовало главным образом каркасное, крытое войлоком, сборно-разборное жилище (гер). С распространением ламаизма (XVII в.) строились монастыри-хурулы - комплексы деревянных, войлочных, а с конца XVIII в. - кирпичных и каменных зданий, среди которых обычно выделялся главный храм, увенчанный башней, украшенный резьбой, росписью, бронзовой скульптурой. В советское время столица Калмыкии Элиста, г. Каспийский, пос. Комсомольский и др. застраиваются современными благоустроенными жилыми домами, общественными зданиями (Дом Советов в Элисте, 30-е гг., архитектор И. А. Голосов). Работают архитекторы М. Б. Пюрвеев, В. М. Телегин, Н. С. Бараев и др.         

Изобразительное искусство XVIII-XIX вв. (иконописание, ксилографическое книго- и иконопечатание) опиралось на тибето- монгольские традиции. За пределами Калмыкии работали график Ф. И. Калмык и живописец А. Е. Егоров. Интенсивное развитие изобразит, искусство получило лишь в советское время: в 30-х гг. выступили живописцы И. С. Нусхаев, Л. Э. Очиров, П. И. Емчигирова; в 60-80-х гг. выделяются жанр, картины и портреты Г. О. Рокчинского, К. М. Ольдаева, В. К. Павлова, У. Д.-Г. Бадмаева, линогравюры Б. Ф. Данильченко, скульптуры Н. А. Санджиева, В. С. Васькина, Н. Я. Эледжиева, В. Э. Адьянова.         

Многообразны формы народного декоративного искусства: резьба и роспись по дереву, тиснение по коже, вышивка, в которой преобладают растительные мотивы и узор "зеег" (ряды арочек), обработка серебряных изделий чеканкой, гравировкой, просечкой и чернью.



Г. О. Рокчинский.
Г. О. Рокчинский. "Бабушка". 1967. Калмыцкий краеведческий музей. Элиста.



Кожаная фляга (
Кожаная фляга ("бортха") с тиснёным узором.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Н. И. Трошин, Изобразительное искусство Советской Калмыкии, (Элиста, 1965); И. Г. Ковалев, Калмыцкий народный орнамент, (Элиста, 1970); Л. Яковлева, Художники Калмыцкой АССР, Л., 1972; Д. Б. Пюрвеев, Архитектура Калмыкии, М., 1975.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая республика" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.