Иконостас

Иконостас
Иконостас
        (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405; иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерархической последовательности; внизу ряд так называемых местных икон, выше - "деисусный" чин (включал иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, "отцов церкви" и др.), ещё выше - "праздничный" (с изображениями гл. эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и "пророческий" чины. В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), тябла и стойки украшают резьбой, басмой, чеканкой. С появлением в XVII в. резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII - начале XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства католических алтарей. Для этой эпохи характерны идущие от искусства барокко сложные пространственные решения; некоторые иконостасы сооружались в виде пышно декорированных триумф, арок с эмблемами и деревянными статуями.



Схема древнерусского иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин.
Схема древнерусского иконостаса: 1 - царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий чин; 6 - праотеческий чин.

Литература: Русское декоративное искусство, т. 2, М., 1963; Древнерусское искусство, (в. 5), М., 1970; В. Н. Лазарев, Русская средневековая живопись, М., 1970.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
иконоста́с
(от греч. eikṓn – изображение, образ и stа́sis – место стояния), в православном храме преграда в виде стены с расположенными в определённом порядке рядами икон, отделяющая алтарь от помещения для молящихся. Иконостас возник из алтарной преграды, которая существовала уже в раннехристианских постройках. Она представляла собой невысокую мраморную балюстраду в виде колонного портика, в центре которого находился проход в алтарь. В Византии существовал тип алтарной преграды, называемый темплоном; его украшали орнаментами и изображениями крестов, фигурами святых. Самые ранние из сохранившихся иконописных изображений, помещавшихся на темплоне, относятся к 11 в. С увеличением размера и числа икон темплон постепенно терял самостоятельное значение, становясь своего рода «подставкой» для живописных образов.

Царские врата. Иконостас Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад
Царские врата. Иконостас Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад

 
На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас состоял уже из трёх рядов, в 16 в. к ним добавился четвёртый, в 17 в. – пятый. В кон. 17 в. были попытки увеличить число рядов до шести-семи, но это не стало системой. Классический русский высокий иконостас насчитывает пять рядов – т. н. «чинов». Иконостас как целостная композиция представляет собой проповедь христианского вероучения и спасительного пути в Царство Божие средствами живописи. Он скрывает от глаз верующих священные таинства, совершающиеся в алтаре, и в то же время обозначает незримое присутствие в пространстве храма изображённых на иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням, рассказывая о духовном восхождении к горнему (высшему) миру.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря. Иконы деисусного чина. 17 в.

Апостол Пётр
Апостол Пётр

 

Архангел Михаил
Архангел Михаил

 

Богоматерь
Богоматерь

 
Нижний ряд иконостаса называют местным; там находятся иконы, посвящённые чтимым в данной местности святым или праздникам. В центре местного ряда располагаются царские врата, символизирующие вход в Рай; на их створках изображаются Благовещение и фигуры четырёх евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея). Справа от царских врат в ряду икон обязательно расположен образ Спасителя, слева – Богоматери; это означает, что Христос и Царица Небесная встречают всех у входа в Рай. Икона, следующая за образом Спаса, изображает святого или событие, в честь которого назван храм; поэтому такой образ именуют храмовым (в Троицком соборе это икона Св. Троицы, в Никольском – св. Николая Чудотворца и т. д.). По сторонам от царских врат находятся меньшие по размеру двери, ведущие в расположенные в боковых апсидах дьяконник и жертвенник; на этих дверях обычно помещали фигуры архангелов или святых архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Спас в силах
Спас в силах

 

Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад
Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад

 
Следующий, самый главный и самый большой по размеру ряд иконостаса – Деисус (от греч. dе́ēsis – моление). В центре Деисусного чина представлен Христос Судия, восседающий на троне в окружении небесных сил во время Страшного суда (иконографический тип «Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы и святые. Это молитва за весь род человеческий перед Спасителем мира. Икона «Спас в силах» – центральный образ не только иконостаса, но и всего храма.

Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча

 

Архангел Гавриил
Архангел Гавриил

 

Апостол Павел
Апостол Павел

 
Третий, праздничный ряд состоит из икон двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников), образов Страстной и Пасхальной недель. В ранних русских иконостасах праздничный чин располагался выше Деисуса, но со временем иконы этого ряда стали помещать под деисусным чином, что позволяло лучше рассмотреть священные сюжеты. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий. В центре чина, представляющего ветхозаветных пророков, обычно помещали икону Богоматерь Знамение: к ней, олицетворяющей исполнение древних пророчеств, обращены те, кто предрёк людям явление Спасителя. Библейских пра́отцев называют также «отцами веры». В верхнем ряду иконостаса они поклоняются образу Троицы Ветхозаветной.
 

Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин; 4 – праздничный чин; 5 – пророческий чин; 6 – праотеческий чин
Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин; 4 – праздничный чин; 5 – пророческий чин; 6 – праотеческий чин

 
Центральные иконы («средники») всех рядов иконостаса образуют символическую связь: за образом Троицы, дающей начало жизни (поэтому её называют также Живоначальной), следует напоминание о явлении Христа в земной мир (икона «Богоматерь Знамение»). Пожертвовав собой во искупление людских грехов, Христос будет в конце времён судить человечество во время Страшного суда (икона «Спас в силах»), а по окончании последнего суда праведники войдут во врата Царствия Небесного (царские врата). Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем. Иконостас может «прочитываться» как снизу вверх, так и сверху вниз. Ряды иконостаса снизу вверх олицетворяют путь духовного восхождения. В нижнем ряду повествуется о земной жизни и подвигах святых, выше изображены земной путь Христа, его жертва и грядущий Страшный суд; затем на Небесах древние пророки и пра́отцы встречают праведников. Если рассматривать иконостас сверху вниз, он становится образом духовной истории мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных предков к настоящему времени, к ежедневно совершающейся церковной службе.

Пророческий чин. 16 в. Новгород
Пророческий чин. 16 в. Новгород
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Иконостас" в других словарях:

  • иконостас — иконостас …   Орфографический словарь-справочник

  • Иконостас — Спасо Преображенского собора в …   Википедия

  • иконостас — (от икона и греч. στάσις место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий… …   Словарь храмового зодчества

  • ИКОНОСТАС — Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV сер. XVI в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV сер. XVI в. [греч. εἰκονοστάσιον, от εἰκών изображение, образ и στάσις место стояния], преграда в виде стенки с иконами …   Православная энциклопедия

  • ИКОНОСТАС — (греч., от eikona икона, и istomai ставить). Стена, отделяющая алтарь от средней части храма, на которой размещены в определенном порядке иконы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНОСТАС греч., от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Иконостас — православной церкви. ИКОНОСТАС (от икона и греческого stasis место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. В развитой форме тип высокого иконостаса сложился на Руси в конце 14 начале… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • иконостас — ИКОНОСТАС, а, м. Много орденов, медалей на груди у кого л. Гляди, какой у деда иконостас! (о ветеране) …   Словарь русского арго

  • ИКОНОСТАС — (от икона и греч. stasis место стояния) перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 нач. 15 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИКОНОСТАС — ИКОНОСТАС, иконостаса, муж. (от греч. eikon образ и stasis стояние) (церк.). В православной церкви уставленная иконами стена, отделяющая алтарь от остальной части. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ИКОНОСТАС — ИКОНОСТАС, а, муж. Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме. | прил. иконостасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»