Иванов Александр Андреевич

Иванов Александр Андреевич
Иванов Александр Андреевич
        (1806-1858), русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца - А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831-58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, ГТГ). Написанная уже в Италии картина "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н. В. Гоголем, а также с Ф. Овербеком. Проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, ГТГ). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, каждый из которых по-своему воспринимает событие. Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др.). Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 40-х гг., - оба в ГТГ). В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. Отказавшись от традиционных условных приёмов компоновки, Иванов применял композиционные решения, наиболее соответствующие смыслу изображаемого события, смело использовал цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой ритмической выразительности рисунка. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. И. Суриков.



А. А. Иванов.
А. А. Иванов. "Моисей получает скрижали завета от Саваофа". Акварель, итальянский карандаш. Кон. 1840-х - 1850-е гг. Третьяковская галерея. Москва.



А. А. Иванов.
А. А. Иванов. "Ветка". 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва.



Noli me tangere
Noli me tangere



Olivenbaum
Olivenbaum



Portrt der Vittoria Marini
Portrt der Vittoria Marini



Итальянская сцена
Итальянская сцена



Явление Христа народу.
Явление Христа народу.



Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару
Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару



Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824

Литература: М. В. Алпатов, А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1-2, М., 1956; его же, А. А. Иванов. Альбом, Л., 1983; М. М. Ракова, А. Иванов, М., 1960; М. Г. Неклюдова, А. А. Иванов, Л., 1966; Г. А. Загянская, Пейзажи А. Иванова, М., 1976; М. М. Алленов, А. А. Иванов, М., 1980; (его же), А. А. Иванов. (Альбом), Л., 1981.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Иванов Александр Андреевич" в других словарях:

  • Иванов Александр Андреевич — Александр Иванов Имя при рождении: Александр Андреевич Иванов Дата рождения: 16 (28) июля 1806 Дата смерти …   Википедия

  • Иванов, Александр Андреевич — живописец, академик; род. 16 июля 1806 г., умер 3 июля 1858 г. в Петербурге. Родившись в стенах Академии Художеств отец Иванова был одним из лучших профессоров ее А. А. Иванов стал учиться рисованию, как только мог держать в руках карандаш.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ИВАНОВ Александр Андреевич — (1806 58) российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831 58 жил в Италии. В ранних произведениях ( Аполлон, Гиацинт и Кипарис , 1831 34) дал возвышенно поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иванов Александр Андреевич — [16(28).7.1806, Петербург, 3(15).7.1858, там же], русский живописец. Учился в качестве «вольноприходящего» ученика в петербургской АХ (1817 28) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830 пенсионер общества поощрения художников в …   Большая советская энциклопедия

  • Иванов Александр Андреевич — Иванов (Александр Андреевич) знаменитый исторический живописец, родился в Санкт Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил посторонним учеником в Императорскую Академию Художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества… …   Биографический словарь

  • Иванов Александр Андреевич — (1806—1858), живописец. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1817—1828) у своего отца — А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова; академик с 1836. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, посетил Австрию и Германию, с 1831 жил в Риме.… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Иванов Александр Андреевич —       (1806 1858), живописец. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1817 1828) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова; академик с 1836. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, посетил Австрию и Германию, с 1831 жил в Риме. Произведения… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Иванов, Александр Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Александр. Александр Андреевич Иванов …   Википедия

  • Иванов Александр Андреевич — (1806 1858), российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831 58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831 34) дал возвышенно поэтическое истолкование принципов классицизма. Углублённо работал над натурой, добился… …   Энциклопедический словарь

  • Иванов Александр Андреевич — знаменитый исторический живописец, род. в СПб., 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил посторонним учеником в Имп. академию худож. и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения худож., под главным руководством своего отца,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»