Звериный стиль


Звериный стиль
Звериный стиль
        условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и других районах, "звериный стиль" как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тысячелетие до н. э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии. Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных - прародителей рода) и утверждением роли воина - племенного вождя. Первоначальный декор в "зверином стиле" характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде "звериный стиль" выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в "Звериного стиля" у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев - сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов. Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древнегреческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты. Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для "звериного стиля" древних алтайцев. По мере развития "звериного стиля" у каждого из народов жизненное, реалистичное начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов. В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) "звериный стиль" сарматов оказал влияние на искусство германских племён (см. Германцы древние), которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов). Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., по мере утверждения христианства и мусульманства, "звериный стиль" постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, камень архитектурный декор и др.).



Украшение скифского щита из Келермесского кургана. Литое золото. Штамповка, чеканка, янтарь, эмаль. Начало 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Украшение скифского щита из Келермесского кургана. Литое золото. Штамповка, чеканка, янтарь, эмаль. Начало 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: М. И. Артамонов, Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа, Прага-Л., (1966); его же, Сокровища саков, М., 1973; Л. С. Грибова, Пермский звериный стиль, М., 1975; Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии, М., 1976; Rostovtseff M., The animal style in South Russia and China, Lpz.-L., 1929; Jettmar K., Die frьhen SteppenvЦlker. Der Eurasiatische Tierstil, Baden-Baden, 1964; Brentjes B., Der Tier stil in Eurasien, Lpz., 1982.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
звери́ный стиль
стиль древнего декоративного и орнаментального искусства, основанного на почитании священных животных. Наиболее ранние образцы известны в Египте и Месопотамии (3-е тыс. до н. э.). Стилизованные изображения реальных и фантастических зверей, птиц, рыб, насекомых, сцены охоты и «терзания» хищниками травоядных животных, а также причудливые сочетания звериных и растительных мотивов были широко распространены у воинственных кочевых племён (у скифов, сарматов, фракийцев, народов Южной Сибири в 1-м тыс. до н. э.; у кельтов и германцев в 1-м тыс. н. э.) в украшениях оружия и бытовой утвари, фибул (застёжек), брошей, серёг, ожерелий, поясов и т. д. Выполнялись в техниках: гравировка по металлу, литьё, резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока и др. Изделия в зверином стиле определяли имущественное и общественное положение их владельца; служили племенными знаками и оберегами от злых сил.

Скифский мастер. «Золотой олень». 6 в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Скифский мастер. «Золотой олень». 6 в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 
В средневековом искусстве изображения звериного стиля в виде затейливо переплетённых узоров встречаются на страницах рукописных книг, в резных украшениях скандинавских кораблей, в рельефах на стенах храмов, в том числе древнерусских (Дмитриевский собор во Владимире, 1194—97).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Смотреть что такое "Звериный стиль" в других словарях:

  • Звериный стиль — Звериный стиль  условное обозначение художественного стиля, отличающееся созданием предметов с изображениями животных и мифических существ, широко представленного в археологических культурах бронзового и железного веков. Содержание 1 Общие… …   Википедия

  • Звериный стиль — Звериный стиль. Олень. Украшение щита из кургана у станицы Костромской. 6 в. до н.э. Эрмитаж. ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название стилизованных изображений животных и частей их тела в древнем и средневековом искусстве. Преобладал в искусстве скифов …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ — ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, условное название стилизованных изображений животных и частей их тела в древнем и средневековом искусстве. Преобладал в искусстве скифов, норманнов и др …   Современная энциклопедия

  • Звериный стиль —         условное наименование широко распространённого в древнем искусстве стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Возник у ряда народов в… …   Большая советская энциклопедия

  • «звериный стиль» — Украшение скифского щита из Келермесского кургана. Литое золото. Штамповка, чеканка, янтарь, эмаль. Начало VI в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. «звериный стиль», условное наименование широко распространённого в древнем декоративно прикладном… …   Художественная энциклопедия

  • звериный стиль — условное общее название широко распространённых в искусстве древности стилизованных изображений животных и частей их тела. Наиболее развит в искусстве скифов, древних германцев, угро финнов и др.; традиции его сохранились в средневековом… …   Энциклопедический словарь

  • Звериный стиль —    см.: Пермский звериный стиль, Савромато сарматский звериный стиль …   Уральская историческая энциклопедия

  • звериный стиль — Звери/ный стиль (орнамент) Условное название стиля (орнамента) в прикладном искусстве древности, использовавшего изображение животных …   Словарь многих выражений

  • «Звериный стиль» — ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ усл. обозначение декора, распространенного в др. иск ве, осн. мотивом к рого было стилизов. изображение животных (или отд. частей их тела), чаще всего представл. в борьбе, а иногда оплетенных путами, ремнями. Термин З. С.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Звериный стиль» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.