РЕЧЬ


РЕЧЬ
РЕЧЬ

       
в акустике, последовательность звуков речи, произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отд. слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности движений артикуляц. органов Р., вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляц. органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и каждому человеку свойственна своя манера произнесения звуков Р., поэтому звуки Р. каждого человека имеют индивидуальный характер. Но при всём их многообразии они явл. физ. реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшая звук. единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретных звуков). В русской Р. их насчитывается 41:6 гласных («а», «о», «у», «э», «и», «ы»), 3 твёрдых согласных («ш», «ж», «ц»), 2 мягких («ч», «и») и 15 в твёрдом и мягком видах; звуки Р. «я», «ю», «е», «ё» относятся к составным («йа», «йу», «йэ», «йо»).
Звуки Р. неодинаково информативны. Так, гласные звуки содержат малую информацию о смысле Р., а согласные наиболее информативны. Напр., в слове «посылка»: последовательность «о. <ы. <а» ничего не говорит, а — «п. <с. <лк.» даёт почти однозначный ответ о смысле слова. Точность передачи Р. (напр., в системах связи) оценивают с помощью артикуляц. метода: передают набор элементов Р. (напр., слов или слогов), отражающий состав звуков Р. данного языка, и определяют относит. кол-во принятых элементов. Разборчивость Р. при этом в значит. мере определяется разборчивостью глухих согласных.
Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками при произнесении звонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. Соответствующий период колебаний наз. периодом осн. тона голоса, а обратная величина — частотой осн. тона (она лежит обычно в пределах от 70 до 450 Гц). При произнесении звуков Р. частота осн. тона изменяется. Это изменение наз. интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения осн. тона (обычно немного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значение для узнаваемости голоса. Импульсы осн. тона имеют пилообразную форму, и поэтому при их периодич. повторении получается дискретный спектр с большим числом обертонов, или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуков Р. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, поэтому образуются завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошным спектром. Т. о., при произнесении Р. через речевой тракт проходит сигнал с тональным или шумовым, или с тем и др. спектром.
Речевой тракт представляет собой сложный акустич. фильтр с рядом резонансных полостей, создаваемых артикуляц. органами Р., поэтому выходной сигнал, т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы (рис.).
РЕЧЬ
Спектр. огибающая фонемы «з»: 1—4 — форманты, 5,6 — антиформанты.
Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. наз. формантами, а резкие провалы — антиформантами. В речевом тракте для каждого звука Р. есть свои резонансы и антирезонансы, поэтому спектр. огибающие этого звука имеют индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерно своё расположение формант и соотношение их уровней; для согласных важен также ход изменения формант во времени (формантные переходы).
Звонкие звуки Р., особенно гласные, имеют высокий уровень интенсивности, глухие — самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывно изменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровней Р. находится в пределах 35—45 дБ. Гласные звуки Р. имеют длительность в среднем ок. 0,15 с, согласные — ок. 0,08 с, звук «п» — ок. 0,03 с.
Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде электрич. биосигналов мышцам артикуляц. органов Р. от речевого центра мозга. Этих сигналов не более 10, при этом они изменяются медленно (в темпе смены звуков Р., т. е. от 5 до 20 звуков в с), поэтому общий поток этих сигналов составляет до 100 информац. единиц (бит/с), тогда как весь речевой сигнал имеет поток в 1000 раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собой своего рода модулир. широкополосную несущую (см. МОДУЛЯЦИЯ КОЛЕБАНИЙ). Вся информация заключается в спектр. модуляции (в изменении формы огибающих спектра и уровня Р.), а в самой несущей информация о смысле Р. содержится только в интонации.
Осн. назначение Р.— передача информации от человека к человеку как при их непосредств. общении, так и с помощью средств связи. Т. к. для передачи натуральной Р. требуется пропускная способность тракта связи ок. 50000—70000 бит/с, то с целью её экономии и соответственно увеличения кол-ва возможных переговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем конце тракта с последующим его расширением на приёмном конце. Напр., ослабляя уровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими и слабыми звуками (сжимают динамич. диапазон). Также можно сжимать частотный диапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключать из Р. участки сигнала, не несущие информации (средние участки длит. звуков), т. е. компрессировать Р. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоны и заполняют исключённые участки звуков. Если отделить модулирующий сигнал от несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность тракта связи для передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают т. н. вокодеры.
В совр. исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы: автоматич. управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод в ЭВМ, автоматич. пишущая машинка и т. п.) и синтез Р. по разл. кодовым сигналам (устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепым и т. п.).
Исследования механизмов слухового и фонетич. анализа Р. относятся к акустике, психоакустике и фонетике.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

РЕЧЬ

в акустике - последовательность звуков речи, произносимых, <как правило, слитно, с паузами только после отд. слов или групп звуков. <Слитность произношения звуков Р. вследствие непрерывности движений артикуляц. <органов Р. вызывает взаимное влияние смежных звуков друг на друга. Артикуляц. <органы имеют неодинаковые размеры у разных людей, и для каждого человекахарактерна своя манера произнесения звуков Р., поэтому звуки Р. каждогочеловека имеют индивидуальный характер. Но при всём многообразии звуковони являются физ. реализациями (произнесением) небольшого числа фонем (наименьшаязвуковая единица данного языка, существующая в Р. в целом ряде конкретныхзвуков). В русской Р. их насчитывается 41: 6 гласных («а», «о», «у», «и»,«ы», «э»), 3 твёрдые согласные («ш», «ж», «ц»), 2 мягкие («ч», «и») и 15в твёрдом и мягком видах; звуки Р. «я», «ю», «е», «ё» относятся к составным(«йа», «йу», «из», «йо»).

Звуки Р. неодинаково информативны. Точность передачи Р. (напр., в системахсвязи) оценивают с помощью артикуляц. метода: передают набор элементовР. (напр., слов или слогов), отражающий состав звуков Р. данного языка, <и определяют относит. кол-во принятых элементов. Разборчивость Р. при этомв значит. мере определяется разборчивостью глухих согласных.

Импульсы потока воздуха, создаваемые голосовыми связками при произнесениизвонких звуков Р., с достаточной точностью могут считаться периодическими. <Соответствующий период колебаний наз. периодом осн. тона голоса, а обратнаявеличина - частотой осн. тона (она лежит обычно в пределах от 70 до 450Гц). При произнесении звуков Р. частота осн. тона изменяется. Это изменениеназ. интонацией. У каждого человека свой диапазон изменения осн. тона (обычнонемного более октавы) и своя интонация. Последняя имеет большое значениедля узнаваемости голоса. Импульсы осн. тона имеют пилообразную форму, ипоэтому при их периодич. повторении получается дискретный спектр с большимчислом обертонов, или гармоник. При произнесении взрывных и щелевых звуковР. поток воздуха проталкивается через узкие участки (щели) речевого тракта, <поэтому образуются завихрения, создающие шумы с широкополосным сплошнымспектром. Т. о., при произнесении Р. через речевой тракт проходит сигналс тональным, или шумовым, или с тем и др. спектром.

Речевой тракт представляет собой сложный акустич. фильтр с рядом резонансныхполостей, создаваемых; артикуляц. органами Р., поэтому выходной сигнал, <т. е. произносимая Р., имеет спектр с огибающей сложной волнообразной формы(рис.). Максимумы концентрации энергии в спектре звука Р. наз. формантами, <а резкие провалы - антиформантами. В речевом тракте для каждого звука Р. <есть свои резонансы и антирезонансы, поэтому спектральные огибающие этогозвука имеют индивидуальную форму. Для большинства гласных звуков Р. характерносвоё расположение формант и соотношение их уровней; для согласных важентакже ход изменения формант во времени (формантные переходы).

Звонкие звуки Р., особенно гласные, имеют высокий уровень интенсивности, <глухие - самый низкий. Поэтому при произнесении Р. громкость её непрерывноизменяется, особенно резко при произнесении взрывных звуков. Диапазон уровнейР. находится в пределах 35-45 дБ. Гласные звуки Р. имеют длительность всреднем ок. 0,15 с, согласные - ок. 0,08 с, звук «п» - ок. 0,03 с.

Образование звуков Р. происходит в результате подачи команд в виде электрич. <биосигналов мышцам артикуляц. органов Р. от речевого центра мозга. Этихсигналов не более 10, они изменяются медленно (в темпе смены звуков Р.,т. е. от 5 до 20 звуков в секунду), и общий поток их составляет до 100информац. единиц (бит/с), тогда как весь речевой сигнал имеет поток в 1000раз больше. Объясняется это тем, что речевой сигнал представляет собойсвоего рода модулиров. широкополосную несущую (см. Модуляция колебаний). Вся информация заключается в спектральной модуляции (в измененииформы огибающих спектра и уровня Р.), а в самом несущем колебании информацияо смысле Р. содержится только в интонации.

Осн. назначение Р.- передача информации от человека к человеку как приих непосредств. общении, так и с помощью средств связи. Т. к. для передачинатуральной Р. требуется пропускная способность канала связи ок. 50 000-70000 бит/с, то с целью её экономии и соответственно увеличения кол-ва возможныхпереговоров стремятся сжимать поток речевого сигнала на передающем концеканала с последующим его расширением на приёмном конце. Напр., ослабляяуровень громких звуков Р., уменьшают разность уровней между громкими ислабыми звуками (сжимают динамич. диапазон). Так же можно сжимать частотныйдиапазон речевого сигнала. Наконец, можно исключить из Р. участки сигнала, <не несущие информации (ср. участки длит. звуков), т. е. компрессироватьР. во времени. На приёмном конце соответственно восстанавливают диапазоныи заполняют исключённые участки звуков. Если отделить модулирующий сигналот несущей, то потребуется ещё меньшая пропускная способность канала связидля передачи Р. Подобную задачу в системах связи решают т. н. вокодеры.
8009-34.jpg

В совр. исследованиях по общению человека с машиной решаются две проблемы:автоматич. управление машинами и процессами с помощью Р. (устный ввод вЭВМ, автоматич. пишущая машинка и т. п.) и синтез Р. по разд. кодовым сигналам(устный вывод из ЭВМ, говорящие машины для чтения текста слепым и т. п.).Исследования механизмов слухового и фонетич. анализа Р. относятся к акустике, <психоакустике и фонетике.

Лит.: Сапожков М. А., Речевой сигнал в кибернетике и связи, М.,1963; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964;Фланаган Д. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968;Физиология речи. Восприятие речи человеком, Л., 1976. М. А. Сапожков.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. . 1988.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "РЕЧЬ" в других словарях:

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <...> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Речь плюс. Речевое развитие в детском саду, Федосова И.Е.. "Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду"-программно-дидактический комплекс для организации речевого развития детей от 3 до 7 лет." Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду"-это полный… Подробнее  Купить за 15329 руб
  • Речь, . Книга поможет сделать речь дошкольника более правильной и выразительной - научит различать на слух все звуки русского языка, осознанно употреблять слова и правильно согласовывать их в… Подробнее  Купить за 179 руб
  • Речь, Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. и др.. Книги этой серии представляют собой полный и эффективный курс подготовки ребенка к школе. Они разработаны в соответствии с дошкольными программами, одобренными ирекомендованными Министерством… Подробнее  Купить за 169 руб
Другие книги по запросу «РЕЧЬ» >>