ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ

ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ
ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ

       
искривление длинного бруса прямолинейной формы, сжимаемого силой, направленной вдоль оси, вследствие потери устойчивости равновесия (см. УСТОЙЧИВОСТЬ УПРУГИХ СИСТЕМ). Пока действующая сила Р невелика, брус только сжимается. При превышении нек-рого значения, наз. критической силой, брус самопроизвольно выпучивается. Это нередко приводит к разрушению или недопустимым деформациям стержневых конструкций.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ

- деформация изгиба прямого стержня при действии продольных (направленных по оси) сжимающих сил. При квазистатич. возрастании нагрузки прямолинейная форма стержня остаётся устойчивой до достижения нек-рого критич. значения нагрузки, после чего устойчивой становится искривлённая форма, причём при дальнейшем возрастании нагрузки прогибы быстро увеличиваются.

Для призматич. стержня из линейно-упругого материала, сжатого силой Р, критич. значение даётся ф-лой Эйлера 4014-72.jpg где E- модуль упругости материала, I - момент инерции поперечного сечения относительно оси, соответствующей изгибу, l - длина стержня, 4014-73.jpg- коэф., зависящий от способа закрепления. Для стержня, опирающегося своими концами на опору,4014-74.jpg=1. При малых P-4014-75.jpg> 0 изогнутая ось близка по форме к 4014-76.jpgгде x- координата, отсчитываемая от одного из концов стержня. Для стержня, жёстко закреплённого на обоих концах, 4014-77.jpg = 1/4; для стержня, к-рый одним концом закреплён, а другой (загруженный) его конец свободен, 4014-78.jpg= 2. Критич. сила для упругого стержня отвечает точке бифуркации на диаграмме сжимающая сила - характерный прогиб. П. и.- частный случай более широкого понятия - потери устойчивости упругих систем.

В случае неупругого материала критич. сила зависит от соотношения 4014-79.jpgмежду напряжением а и относит, деформацией 4014-80.jpgпри одноосном сжатии. Простейшие модели упругопластич. П. и. приводят к ф-лам типа Эйлера с заменой модуля упругости E либо на касательный модуль 4014-81.jpg, либо на приведённый модуль 4014-82.jpg. Для стержня прямоуг. сечения 4014-83.jpg=4014-84.jpgВ реальных задачах оси стержней имеют нач. искривления, а нагрузки приложены с эксцентриситетом. Деформация изгиба в сочетании со сжатием происходит с самого начала нагружения. Это явление наз. продольно-поперечным изгибом. Результаты теории П. и. используют для приближённой оценки деформации и несущей способности стержней с малыми нач. возмущениями.

При динамич. нагрузках формы П. и. и продольно-поперечного изгиба могут существенно отличаться от форм потери устойчивости при квазистатич. нагруже-нии. Так, при очень быстром нагружении стержня, опирающегося своими концами, реализуются формы П. и., имеющие две и более полуволны изгиба. При продольной силе, к-рая периодически изменяется во времени, возникает параметрический резонанс поперечных колебаний, если частота нагрузки 4014-85.jpg, где 4014-86.jpg- собств. частоты поперечных колебаний стержня, h- натуральное число. В нек-рых случаях параметрич. резонанс возбуждается также при 4014-87.jpg 4014-88.jpg

Лит.: Лаврентьев М. А., Ишлинский А. Ю. Динамические формы потери устойчивости упругих систем "ДАН СССР", 1949, т. 64, 6, с. 779; Болотин В. В. Динамическая устойчивость упругих систем, М., 1956; Воль мир А, С., Устойчивость деформируемых систем, 2 изд., М. 1967. В. В. Болотин

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. . 1988.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ" в других словарях:

  • ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ — в сопротивлении материалов изгиб сжатого (первоначально прямого) стержня вследствие потери им устойчивости. Возникает при достижении напряжениями критических значений …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ — изгиб детали сооружения или машины под действием сжимающей силы. П. И. возникает, когда длина детали значительно превосходит ее поперечные размеры. Сила, при которой наступает П. И., называется критической силой. Величина последней зависит от… …   Морской словарь

  • продольный изгиб — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN lateral bendingbuckling …   Справочник технического переводчика

  • Продольный изгиб — – возникновение прогиба изогнутого элемента от дей­ствия продольных сил. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр.] Рубрика термина: Теория и расчет… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • продольный изгиб — в сопротивлении материалов, изгиб прямого длинного стержня при действии на него продольных (направленных по оси) сжимающих сил. Возникает при достижении силами некоторого критического значения. * * * ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ, в… …   Энциклопедический словарь

  • продольный изгиб колонны — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN buckling of string …   Справочник технического переводчика

  • ПРОДОЛЬНЫЙ ИЗГИБ — изгиб первоначально прямолинейного стержня вследствие потери им устойчивости под действием центрально приложенных продольных сжимающих сил. П. и. возникает при достижении сжимающими силами и напряжениями критич. значений. При расчёте конструкций… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Продольный изгиб —         в сопротивлении материалов, Изгиб первоначально прямолинейного стержня под действием центрально приложенных продольных сжимающих сил вследствие потери им устойчивости. В упругом стержне постоянного сечения различным формам потери… …   Большая советская энциклопедия

  • Продольный изгиб судов* — Если судно плавает на воде, то вес его должен равняться вертикальному давлению воды, т. е. весу воды в объеме подводной части судна (водоизмещению). Если же у плавающего судна рассмотреть какой нибудь отдельный отсек abcd (фиг. 1) между двумя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Продольный изгиб судов — Если судно плавает на воде, то вес его должен равняться вертикальному давлению воды, т. е. весу воды в объеме подводной части судна (водоизмещению). Если же у плавающего судна рассмотреть какой нибудь отдельный отсек abcd (фиг. 1) между двумя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»