МАСКИРОВКА ЗВУКА

МАСКИРОВКА ЗВУКА
МАСКИРОВКА ЗВУКА

       
психофизиол. явление, заключающееся в повышении порога слышимости данного звука (сигнала) под влиянием др. звуков (помех). М. з. количественно выражается числом децибел, на к-рое повышается порог слышимости сигнала в присутствии помехи. М. з. максимальна при совпадении физ. параметров сигналов и помех и снижается при увеличении различий в этих параметрах. Различают след. виды М. з.: одновременную (сигнал и помеха действуют одновременно), разновременную прямую (помеха предшествует сигналу) и обращённую (сигнал предшествует помехе), разнесённую по частоте (сигнал и помеха имеют разные частоты), разнесённую в пр-ве (источники сигнала и помехи расположены в разл. местах в пр-ве). Тоны низких частот оказывают большее маскирующее действие, чем тоны высоких частот. Маскировка чистого тона шумом определяется полосой шума, расположенной вокруг частоты тона (т. н. критич. полосой слуха). Критич. полоса составляет для человека ок. 80 Гц при частоте тона ниже 500 Гц и 16% от ср. частоты при частотах тона выше 1 кГц.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

МАСКИРОВКА ЗВУКА

- явление, заключающееся в ухудшении слышимости одного звука (сигнала) в присутствии др. звуков (помех). Обычно ухудшение слышимости выражается в повышении порога обнаружения сигнала, и M. з. можно оценивать количественно числом дБ, на к-рое повышается порог слышимости в присутствии помехи (порог маскировки). Различают одновременную, прямую последовательную и обратную M. з. В первом случае тестовой сигнал и помеха (маскер) звучат одновременно, во втором - сигнал следует за маскером, в третьем - сигнал предшествует маскеру. Обратная маскировка проявляется только для коротких сигналов.

Если сигнал и помеха широкополосны, то величина одновременной M. з. в большом динамич. диапазоне пропорциональна уровню интенсивности помехи. Если сигнал и маскер - тоны одинаковой частоты, то M. з. растёт медленнее уровня маскера. При различии спектрального состава сигнала и помехи M. з. определяется гл. обр. составляющими помехи, близкими по спектру к сигналу. Для выявления частотной избирательности слуха в качестве сигнала и маскера используют чистые тоны или очень узкополосные шумы. Зависимость от частоты уровня маскера, необходимого для маскировки слабого сигнала фиксиров. частоты и уровня, характеризует частотную настройку слуховой системы в области частоты сигнала (рис.). В режиме прямой последо-ват. маскировки частотная избирательность повышается, что объясняется проявлением нелинейных свойств улитки уха.


Частотная зависимость уровня маскирующего сигнала LM, необходимого для маскировки тонального сигнала с частотой 1 кГц и уровнем 20 дБ: 1- при одновременной маскировке; 2- при прямой последовательной маскировке.



3009-97.jpg


При одноврем. маскировке тонального сигнала шумовым, спектр к-рого ограничен полосой с центр, частотой, соответствующей сигналу, расширение спектра маскера при постоянной интегральной энергии до нек-рого значения ширины полосы не влияет на величину M. з. Расширение же вне этой полосы, называемой критической, приводит к снижению M. з.

Важными особенностями обладает M. з. при бинауральном восприятии звука. Когда сигнал имеет частоту ниже 2 кГц или когда при более высокой частоте он быстро меняется по амплитуде, M. з. зависит от ин-тераурального (междууганого) соотношения фаз несущей (или соответственно огибающей) сигнала и маскера. При одинаковом интерауральном сдвиге фаз сигнала и маскера M. з. максимальна, при различии ин-терауральных сдвигов фаз на 180° M. з. обычно минимальна. Этот эффект, по-видимому, является определяющим для явления, называемого феноменом "кок-тейль-парти" и заключающегося в способности человека следить за сигналом, поступающим от одного источника (собеседника), игнорируя помехи с подобными спектрально-временными характеристиками (др. голоса и т. п.).

Лит.: Цвикер Э., Фельдкеллер Р., Ухо как приемник информации, пер. с нем., 2 изд., M., 1971; Гельфанд G. А., Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику, пер. с англ., M., 1984. H. Г. Бибиков.


Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. . 1988.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МАСКИРОВКА ЗВУКА" в других словарях:

  • МАСКИРОВКА ЗВУКА — физиологическое явление, состоящее в том, что при одновременном слушании двух или нескольких звуков разной громкости более тихие звуки перестают быть слышимыми …   Большой Энциклопедический словарь

  • маскировка звука — физиологическое явление, состоящее в том, что при одновременном слушании двух или нескольких звуков разной громкости более тихие звуки перестают быть слышимыми. * * * МАСКИРОВКА ЗВУКА МАСКИРОВКА ЗВУКА, физиологическое явление, состоящее в том,… …   Энциклопедический словарь

  • Маскировка звука —         физиологическое явление, состоящее в повышении порога слышимости (См. Порог слышимости) данного звука под влиянием других звуков, одновременно с ним действующих. Количественно М. з. определяется как число децибел, на которое повышается… …   Большая советская энциклопедия

  • маскировка звука — физиологический феномен, заключающийся в том, что при одновременном восприятии двух или нескольких звуков разной громкости более тихие звуки перестают быть слышимыми; используются при аудиометрии …   Большой медицинский словарь

  • МАСКИРОВКА ЗВУКА — физиол. явление, состоящее в том, что при одноврем. слушании двух или нескольких звуков разной громкости более тихие звуки перестают быть слышимыми …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • ПОРОГИ СЛУХА — значения физ. характеристик звука, соответствующие возникновению слухового ощущения или изменению качества этого ощущения. Уровень интенсивности звука, соответствующий возникновению слухового ощущения в условиях тишины, наз. абсолютным П. с. или… …   Физическая энциклопедия

  • Порог слышимости — Порог слышимости  минимальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Величину порога слышимости принято выражать в децибелах, принимая за нулевой уровень звукового давления… …   Википедия

  • Порог слышимости —         минимальная величина звукового давления, при которой звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Величину П. с. принято выражать в Децибеллах, принимая за нулевой уровень звукового давления 2․10 5 н/м2 или 2․10 4 н/м2 при… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОРОГ СЛЫШИМОСТИ — минимальная величина звукового давления, при к ром звук данной частоты может быть ещё воспринят ухом человека. Величину П. с. принято выражать в децибелах, принимая за нулевой уровень звукового давления 2•10 5 Па на частоте 1 кГц (для плоской… …   Физическая энциклопедия

  • Психоакустика — Психоакустика  научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. В аспекте сугубо музыкальном, основными задачами психоакустики являются следующие: понять, как система слухового… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»