«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА»

«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА»
«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА»
(Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) – сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к «Пармениду», первые три книги – до «Начал теологии»). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования «Парменида» и при осмыслении роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый «священный текст», Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части «Парменида», поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (τοῖς τῆς ἡμετέρας ἑστίας), этот диалог содержит полноту и целостность платоновской теологии, а его изложение второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7–10 – цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафрэ–Вестеринка).
    В начале трактата (I 2, 9. 8–19) Прокл излагает его замысел и план: прежде всего – все относящиеся к богам общие понятия (τὰ κοινὰ νοήματα) с рассмотрением сил и достоинств богов; затем – все чины (τάξεις) богов с указанием их особенностей и в соотнесении с положениями теологов, т.е. с орфическими теогониями и халдейскими оракулами; и, наконец, сводку разбросанных по разным сочинениям характеристик надкосмических и внутрикосмических богов и их классификация (τὰ ὅλα γένη τῶν θείων διακόσμων).
    Следуя своему плану, Прокл представляет в первой книге (I 13–29) понятия сущности, Провидения и неукоснительности Провидения (в соответствии с «Законами»), благости и непричастности злу, неизменности, простоты и истинности (в соответствии с «Государством»), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с «Федром»), божественности, бессмертия и постижимости умом (в соответствии с «Федоном»); в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.
    Второй раздел представлен книгами II–VI: высший уровень иерархии – Единое> (II); сверхсущие единицы-боги – генады (III, 1–6); умопостигаемые боги (III 7–28); бога умопостигаемо-мыслящие (IV); боги мыслящие (V); бога надмирные (VI).
    Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил «Теологию Платона» (издатели полагают, что недостает по крайней мере 7-го тома). Однако она была известна последующим платоникам: ее цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса, ее могли знать в Александрийской школе. В дальнейшем никаких сведений о ней нет, хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13–14 вв., а 15 в. – своего рода ренессанс «Теологии Платона»: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна, вероятно, приобретенная в 1437–38 Николаем Кузанским, была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод «Теологии Платона» в 1461–62; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью – Марсилио Фичино.
    Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М.Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими «Началами теологии» и «Жизнью Прокла» Марина), было подготовлено Э.Портусом на основе второстепенной рукописи 14–15 вв. Только в 1816 великий знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту «Теологии Платона» и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур; ряд замечаний по тексту опубликовал в 1894 В.Кролль.
    Новое издание было предпринято по инициативе Э.Р.Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А.Д.Сафрэ, к которому затем присоединился Л.Г.Вестеринк (ум. 24 января 1990). 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость «Теологии Платона» для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.
    Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат полный текст «Теологии Платона»; каждый том предваряется обстоятельным введением, рассматривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. – в 1 т.; История толкования 2-го Письма Платона в платоновской традиции – во 2-м т.; История толкования двух первых посылок «Парменида» Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад – в 3-м т.; История рецепции «Теологии Платона» – в 1-м и 6-м томах.
    Издания:
    
Prodi in Piatonis Iheologiam ed. Ae. Portus. Hamb., 1618;
    Théologie Platonicienne, livre 1–6, texte ét. et trad. par H.D.Saffrey et L.G.Westerink. P., 1968–97.
    Лит. к ст. Прокл>.
    Ю.А.Шичалин
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА»" в других словарях:

  • “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА” —     “ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА” (Περί της κατά Πλάτωνα θεολογίας) сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к “Пармениду”, первые… …   Философская энциклопедия

  • ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА —     «ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας), сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к «Пармениду», первые …   Античная философия

  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ —     ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ. Традиция комментирования Платона в античности связана прежде всего с изучением и преподаванием платоновской философии в платонических школах (ср. средний платонизм, неоплатонизм). Корпус платоновских текстов, содержащий… …   Философская энциклопедия

  • ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ —     ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ. Традиция комментирования Платона в Античности связана прежде всего с изучением и преподаванием платоновской философии в платонических школах (см. Средний платонизм, Неоплатонизм). Корпус платоновских текстов, содержащий… …   Античная философия

  • ТЕОЛОГИЯ — богословие (греч. theos Бог и logos слово, учение) спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме Торой, в христианстве Библией, в исламе… …   Философская энциклопедия

  • Теология апофатическая — (от греч. отрицательный), теология, стремящаяся выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех Его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим все относящиеся к Нему представления и понятия. Сама по себе… …   Энциклопедия культурологии

  • теология —         ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. GsoXoyia, от беос, Бог, Xoyoc, слово, речь, учение) система обоснования религиозных учений о Боге, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Теология — (греч. theología, от theós бог и lógos слово, учение)         богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения (См. Умозрение) на основе текстов, принимаемых как божественное …   Большая советская энциклопедия

  • ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ — [лат. theologia naturalis], термин, очерчивающий особую область философско богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом… …   Православная энциклопедия

  • БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ — (греч. theos бог и logos учение; учение о боге) система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и… …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»