ТАУХ̣ӢДӢ

ТАУХ̣ӢДӢ
ТАУХ̣ӢДӢ
’Абӯ Х̣айан, ат- (между 922–932–1023?) – арабский философ. По определению средневекового биографа Йа‘к̣ӯба ар-Рӯмӣ – «литератор среди философов и философ среди литераторов». Автор глубоких философских сочинений, популяризатор знаний и блестящий стилист («второй ал-Джах̣из̣»), он не был признан при жизни и обрел славу только в 20 в. Произведения ат-Таух̣ӣдӣ содержат сведения о культуре эпохи, современниках – «Братьях чистоты», ал-Джах̣из̣е, Ибн ал-Му‘таззе и др. Был учеником логика ас-Сиджистанӣ, современником ал-Бирӯнӣ и Ибн Сӣны. К настоящему времени опубликовано около половины дошедших до нас сочинений ат-Таух̣ӣдӣ (значительная их часть была сожжена им самим). Отчасти соглашаясь с мутазилитами по кардинальным вопросам теологии, ат-Таух̣ӣдӣ нередко полемизировал с ними. Восприняв идеи арабоязычного перипатетизма (фалсафы), мутазилизма (см. Калам>) и суфизма, он придерживался убеждения, что не может быть рационального познания Бога. Философия, считал он, берет начало в разуме, а вера – в откровении. Религиозную веру ат-Таух̣ӣдӣ связывал с мистическим постижением, пониманием единобожия, таух̣ӣда в суфизме. Признавая реальные возможности рационализма, отмечал его изъяны и ограниченность, полагая, что «разум силен настолько, насколько он сознает то, что выше его». «Знание – это море, и людей, исчезающих в нем, больше, чем овладевших им. Неизвестного в нем вдвое больше, чем известного; предположений больше, чем достоверностей, и скрытого больше, чем очевидного. И то, что воображают о нем [мире], превосходит то, что доподлинно известно». Предопределение и свободу выбора ат-Таух̣ӣдӣ объяснял как внешний и внутренний аспекты, определяющие поведение человека. Обусловленные внешними причинами поступки людей предопределены, но они являются также результатом изъявления свободной воли и зависят от индивидуальных особенностей человека, составляющих своеобразие его души и ума. Так же как Ибн Сӣна, ат-Таух̣ӣдӣ полагал, что эти индивидуальные особенности души сохраняются и после смерти человека (концепция индивидуального бессмертия). Рассуждая в традициях стоицизма о смерти и бессмертии, силе и бессилии разума, о дружбе и предательстве, богатстве и бедности, выражая трагическое восприятие жизни, условия которой сводят на нет усилия человека, ат-Таух̣ӣдӣ, в отличие от стоиков, считал, что человек не должен мириться с судьбой и обязан возвыситься над ее превратностями. Хотя свои неортодоксальные мысли ат-Таух̣ӣдӣ высказывал прикровенно, его считали одним из крупнейших и опаснейших еретиков в исламе (Ибн ал-Джаузӣ).
    Сочинения:
    
Извлечения (ал-Мук̣абасат). Каир, 1929; Бейрут, 1989;
    Книга услады и развлечения (ал-Имта‘ ва-л-му’анаса). Каир, 1939–43; Бейрут, 1984;
    Вопросы и ответы (ал-Хавамил ва-ш-шавамил). Каир, 1951;
    Божественные указания (ал-Ишарат ал-илахиййа). Каир, 1950; Бейрут, 1981;
    О друге и дружбе (Фӣ-с̣-с̣адак̣а ва-с̣-с̣адӣк̣). Каир, 1972;
    О науках (Фӣ-л-’улӯм). Бейрут, 1963–64;
    в рус. пер.: Диалоги (из «Книги услады и развлечения»), вступ. статья, пер. и комм. Д.В.Фролова. – В кн.: Восток–Запад. Исследования, переводы и публикации. М., 1988.
    Литература:
    
Дибб Али. Адӣб ва-л-муфаккир Абу Х̣айан ат-Таух̣ӣдӣ. Тунис, 1976;
    Ибрахӣм З. Абу Хайан ат-Т̣аухӣдӣ. Каир, 1974;
    Х̣усайн Мах̣мӯд Тауфӣк. Ал-Мук̣абасат ли-Абӣ Х̣айан ат-Таух̣ӣдӣ. Бейрут, 1989;
    Фролова Е.А. Рационализм и стойко-скептические мотивы в философии Абу Хайана ат-Таух̣ӣдӣ. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.
    Е.А.Фролова
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ТАУХ̣ӢДӢ" в других словарях:

  • Таух —    Камин в чеченском жилище, состоящий из двух частей; обложенный камнями полукруглый очаг, над которым находится дымовая труба в виде усеченной пирамиды с плетневыми стенками, обмазанными глиной снаружи и изнутри.    (Термины российского… …   Архитектурный словарь

  • Лейпциг — *ЛЕЙПЦИГЪ, гор. въ Германіи, въ королевствѣ Саксонскомъ, лежитъ на обшир. холмист. равнинѣ на прав. бер. р. Плейсы, при впаденіи въ нее р. Парты; въ окрес тяхъ Л. разыгралась знаменитая битва народовъ, продолжавшаяся со 2 по 7 окт. 1813 г. и… …   Военная энциклопедия

  • 19 января — ← январь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс             1 2 3 4 5 …   Википедия

  • Рижский 11-й драгунский полк — 11 й драгунский Рижский полк Годы существования 1709 1918 Страна Россия Входит в 11 я кав. див. (11 АК, Киевский ВО) Дислокация Кременец Старшинство  27.01.1709 г. Полковой праздник  1 октября, Покров Пресвя …   Википедия

  • AT-ТАУX̣ӢДӢ — – см. Таух̣ӣдӣ.           Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • МAТУРӢДӢ — Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад Ибн Мух̣аммад, ал – (870, Матурид – 940, Самарканд) – мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама – матуридизма.… …   Философская энциклопедия

  • МАУДӮДӢ — Абӯ ал ̒Ала’ (25 сентября 1903, Аурангабад, Индия – сентябрь 1979) – основатель и идеолог мусульманской фундаменталистской организации «Джама‘ат и исламӣ». Родился в семье адвоката. Получил домашнее образование. С 16 лет занимался религиозно… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»