«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»

«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»
«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»
– важнейший труд Г.В.Флоровского, фундаментальное исследование русской богословской и религиозно-философской мысли. Издан в 1937 в Париже; переиздание: Вильнюс, 1991; Киев, 1991. Огромное количество фактов объединено в этом труде единством концепции, в основе которой лежит идея неопатристического синтеза, необходимости возвращения в богословии к живому источнику патристической мысли. Современниками этот труд был воспринят с обидой и фактически замолчан, ибо он не рассматривал период русского духовного ренессанса как мерило для оценок всех событий русской духовной жизни, а, напротив, плоды самого ренессанса переоценивал в свете синтезирующих достижений золотого века патристики. Бердяев даже считал, что данный труд изображает не пути, а «беспутья» русского богословия.
    Флоровский пишет «о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта», но и о недостатке волевой ответственности, повествует о своеобразном народничестве иосифлян, у которых стремление к строительству и собиранию сил сочеталось с утратой пафоса культурного творчества, и вместе с тем отмечает развивающийся процесс духовного и нравственного «сложения христианской личности» в заволжском движении, которое он высоко оценивает как «школу духовного бдения». Рисует яркий, но и отталкивающий образ Феофана Прокоповича, «ученого наемника» и авантюриста, насаждавшего полицейское «мировоззрение, исторически развивавшегося из духа Реформации». Характеризует школьное богословие 18 в., не одушевленное опытом церковной жизни, как «богословие на сваях». Подчеркивает «мечтательный утопизм» эпохи Александра I и одновременно отмечает присущее ей благотворное стремление дать больше места вдохновению и творчеству в церковной и государственной жизни. Высокой оценки удостаивается деятельность митрополита Московского Филарета, для которого богословие вновь стало «задачей жизни, непреложной ступенью духовного подвига, и делания» и чье богословствование знаменовало собой «возврат к патристическому стилю». Отмечается деятельность профессора Московской духовной академии Федора Голубинского как «настройщика душ» своих слушателей, а также благородство стиля в книгах его ученика В.Д.Кудрявцева. Подчеркивается роковое противоречие Вл.Соловьева, стремившегося строить церковный синтез из нецерковного опыта и его невосприимчивость к мистическим святыням Церкви. Еще более противоречивым видится Флоровскому русский «серебряный век», когда возврат интеллигенции в Церковь мотивировался стремлением реформировать и поучать ее. Но отмечается также и стремление религиозных философов ввести момент подвига и подвижничества в самое познание, их стремление превратить гносеологию «в аскетику и учение о духовной жизни». В последние годы жизни Флоровский намеревался дополнить свою книгу главой «После потопа», посвященной философско-богословским достижениям послереволюционного периода. Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Оканчивается книга вдохновенной главой «Разрывы и связи», выражающей богословское исповедание автора и его призыв «загораться вдохновением от отеческого пламени» и богословствовать «в элементе историзма и соборности».
    Литература:
    
Н.А.Бердяев о русской философии, ч. 2. Свердловск, 1991;
    Георгий Флоровский, Священнослужитель, богослов, философ. М., 1995.
    А.В.Соболев
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "«ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»" в других словарях:

  • “ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ” —     “ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ” важнейший труд Г. В. Фмровского, фундаментальное исследование русской богословской и религиозно философской мысли. Издан в 1937 в Париже; переиздание: Вильнюс, 1991; Киев, 1991. Огромное количество фактов объединено …   Философская энциклопедия

  • Пути русского богословия —    труд Флоровского, опубликованный в Париже в 1937 г. Написан на основе лекций, прочитанных в Православном богословском ин те в Париже; он содержит анализ не только богословских, но и религиозно философских идей, начиная с крещения Руси и вплоть …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ — труд Флоровского, опубликованный в Париже в 1937 г. Написан на основе лекций, прочитанных в Православном богословском ин те в Париже; он содержит анализ не только богословских, но я религиозно философских идей, начиная с крещения Руси и вплоть до …   Русская философия: словарь

  • Флоровский, Георгий Васильевич — Георгий Флоровский Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1893(1893 09 09) Место рождения: Елисаветград, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Флоровский, Георгий — Георгий Васильевич Флоровский Дата и место рождения: 28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград Дата и место смерти: 11 августа 1979, Принстон …   Википедия

  • Флоровский Г. — Георгий Васильевич Флоровский Дата и место рождения: 28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград Дата и место смерти: 11 августа 1979, Принстон …   Википедия

  • Флоровский Г. В. — Георгий Васильевич Флоровский Дата и место рождения: 28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград Дата и место смерти: 11 августа 1979, Принстон …   Википедия

  • Флоровский Георгий Васильевич — Георгий Васильевич Флоровский Дата и место рождения: 28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград Дата и место смерти: 11 августа 1979, Принстон …   Википедия

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… …   Энциклопедия Кольера

  • АПОЛОГЕТИКА — [греч. ἀπολογία защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого либо; ἀπολογέομαι защищаться, оправдываться, приводить, говорить что либо в свою защиту], в общем смысле это любая защита христианства от обвинений и …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»