ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ

ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ
ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ
. Как и в Западной Европе, история позитивизма в России в 19 – нач. 20 в. подразделяется на два исторических периода – первого позитивизма, связанного с именами О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера и их последователей, и второго позитивизма, представленного философией эмпириокритицизма. В 40–50-х гг. 19 в. идеи позитивизма не получили еще сколько-нибудь широкой известности. Одним из первых его популяризаторов стал В.Н.Майков, упомянувший в 1845 имя Конта. Пик влияния первого позитивизма и интереса к нему приходится на 60–70-е гг. 19 в., когда появились переводы трудов Милля, Дж.Г.Льюиса, Литтре, Спенсера и др., вышли статьи, посвященные позитивизму (П.Л.Лавров, Д.И.Писарев, Н.К.Михайловский, В.В.Лесевич, Е.В.Де-Роберти, Г.Н.Вырубов и др.), была защищена первая диссертация в духе позитивизма (М.М.Троицкий), взоры к позитивизму обратили даже бывшие убежденные идеалисты-гегельянцы (К.Д.Кавелин, П.Г.Редкин и др.). И вместе с тем началась кампания критики позитивизма в целом или его отдельных сторон (П.Д.Юркевич против Троицкого, Лавров и Михайловский против социальных и религиозных взглядов Конта и др.). Наиболее выразительными проявлениями идейной борьбы вокруг позитивизма стала успешная защита диссертации Вл.С.Соловьевым «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1873) и тот факт, что в 1874 тот же Соловьев не был избран на кафедру философии Московского университета (был избран позитивист Троицкий).
    В 80–90-х гг. 19 в. влияние позитивизма ослабевает, критика же его усиливается. Было официально запрещено пользоваться сочинениями Конта в публичных библиотеках, запрещено проводить его 100-летний юбилей. Тем не менее выходили новые переводы сочинений Спенсера, в 1894 вышел перевод 1-го тома «Курса позитивной философии» Конта. Происходила оживленная полемика между материалистом И.М.Сеченовым и полупозитивистом Кавелиным, между последним и идеалистом-славянофилом Ю.Ф.Самариным.
    На рубеже 19–20 вв. в истории позитивизма в России наступил новый этап. Влияние позитивизма вновь возросло. Продолжали выходить сочинения адептов первого позитивизма. Среди естествоиспытателей оставались его сторонники (К.А.Тимирязев и др.), появлялись и критические статьи против классического позитивизма. Но основной тон задавали неопозитивисты, сторонники философии эмпириокритицизма. Особенно сильным оказалось влияние идей Э.Маха и Р.Авенариуса в среде российских социал-демократов, как большевиков (А.А.Богданов, А.В.Луначарский, В.А.Базаров), так и меньшевиков (Валентинов, Юшкевич).
    Для рецепции и критики позитивизма в России характерен ряд особенностей. Как и в Западной Европе, в России позитивизм понимался и толковался неоднозначно: одни отождествляли его с эмпиризмом, другие связывали со всяким реализмом, утилитаризмом, сенсуализмом, антропологизмом, эволюционизмом, третьи относили к позитивистам даже философов-идеалистов, если они в той или иной степени опирались на естествознание. Как правило, позитивизм воспринимался и критиковался не в его индивидуализированных формах (контизм, концепции Милля, Спенсера, Литтре и др.), а как некая равнодействующая этих форм, с акцентом на разные аспекты позитивизма в зависимости от теоретико-познавательных и ценностных ориентации обращавшихся к нему. Антиметафизическая, антиспекулятивная установка позитивизма, его сциентизм с апелляцией к конкретным наукам, к эмпирическому опыту, «равноудаленность» от «крайних» идеалистических и материалистических учений, претензия на третью линию между идеализмом и материализмом и в то же время склонность к поиску компромисса между ними, феноменализм и агностицизм, признание идеи прогресса в сфере социальной и вместе с тем отказ от революционаризма и ориентация на эволюционизм – эти и др. черты позитивизма в разных комбинациях воспринимались одними, отвергались и критиковались др. русскими мыслителями.
    Некоторые исследователи полагали, что под влиянием Конта и его последователей в России сложилась русская философская школа, главными представителями которой в 19 в. назывались Милютин, Лавров, Троицкий, Де-Роберти, Лесевич, Михайловский, Кавелин, Н.И.Кареев. Хотя для такой точки зрения есть основания, поскольку у этих разных мыслителей можно выделить некоторые общие пункты в отношении к позитивизму, правильнее было бы считать, что русской школы позитивизма в строгом смысле этого понятия, а также позитивизма как более или менее гомогенного направления не было, сравнительно чистый позитивизм в России был редкостью (Вырубов и Де-Роберти раннего периода). Позитивизм воспринимался и критиковался по-разному в разных направлениях русской философской и естественнонаучной мысли. По большей части популяризаторы позитивизма (такие, как Лавров, Михайловский и др.) были одновременно энергичными критиками ряда его аспектов, особенно позднего контизма.
    Наиболее последовательно позитивизм критиковали сторонники религиозно-философских направлений. Но даже среди духовно-академических философов эта критика не была всецелой. М.И.Каринский, напр., усматривал за позитивизмом известную положительную роль в философском процессе. С другой стороны, в университетской науке и философии, где позитивизм находил особенно много сторонников, нередко раздавались голоса представителей точных наук, которые доказывали, что репутация позитивизма как научной философии лишена серьезного основания.
    Своя специфика в отношении к позитивизму была во внеуниверситетской, «вольной философии». Либеральный консерватор Б.Н.Чичерин признавал лишь частичную правоту позитивизма, исходя из тезиса о том, что пуста метафизика без опыта, но что и опыт без метафизики пуст.
    Характерной является модель восприятия позитивизма представителями философии русского Просвещения 40–60-х гг. 19 в. Пока до нач. 1840-х гг. это течение только складывалось и его представители – В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев – не преодолели былой ориентации на гегелевский идеализм, они, приветствуя позитивный характер науки, позитивный склад ума, вообще «положительность» века, не видя в контизме «враждебного смысла» и приветствуя некоторых позитивистов (Белинский: «Я без ума от Литтре»), упрекали «истых поклонников позитивизма» за то, что они «потеряли дух за подробностями» и «остались при рассудочных, аналитических теориях». Однако позднее Герцен приветствовал учение Конта как антитеологическое и антиметафизическое и даже как вышедшее из революции. С Литтре и Вырубовым у него сложились союзнические отношения. Что же касается Н.Г.Чернышевского, то, несмотря на радикальное отличие его антропологической философии от позитивизма, он считал философию Конта единственной у французов системой верной научному духу, а самого Конта – одним из гениальнейших людей своего времени. Похвалы в адрес позитивизма, однако, не означали, что русские просветители 40–60-х гг. 19 в. разделяли его принципы. Даже такой популяризатор позитивизма, как Писарев, выделял в нем и «светлые идеи», и «ошибочные суждения».
    В отличие от своих предшественников-просветителей, философы-народники переосмысливали позитивизм под иным углом зрения, стремясь соединить с заимствованными из позитивизма принципами частично реабилитируемые умозрительные методы. Отсюда их особый интерес к неокантианству и эмпириокритицизму, что особенно явно продемонстрировал самый «метафизичный» из народнических философов Лесевич.
    «Встрече» русского марксизма со вторым позитивизмом в нач. 20 в. сопутствовали не только научная философская полемика, но и острые политические и идеологические схватки, затемнявшие существо собственно научной стороны дела. Полемика Г.В.Плеханова и В.И.Ленина против «русского махизма» во имя т.н. «чистоты марксизма» оказалась в противоречии с диалектическими принципами, за которые они также ратовали. Они «проглядели» многие рациональные аспекты и самой философии «чистого опыта», и рациональное зерно тех интерпретаций марксизма, которые предложили социал-демократы-«махисты», напр. сторонники «философии практики» (Богданов, Луначарский, Базаров).
    Литература:
    
Вырубов Г.И. Позитивизм в России. – В кн.: Литтре Э. Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865;
    В.К. Позитивизм в русской литературе. – «Русское богатство», 1889, № 3–4;
    Пантин И.К. Критика позитивизма в русской материалистической философии (40–80-е гг. 19 в.). – «ВФ», 1961, № 2;
    Уткина Η.Φ. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М., 1975;
    Шкуринов П.С. Позитивизм в России 19 в. М., 1980;
    Гусев С.С. От «живого опыта» к организационной науке. – В кн.: Русский позитивизм. Лесевич. Юшкевич. Богданов. СПб., 1995, с. 287–350;
    Никитина H.H. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996;
    Позитивизм в России. СПб., 1997.
    В.Ф.Пустарнаков
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПОЗИТИВИЗМ В РОССИИ" в других словарях:

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… …   Философская энциклопедия

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • Позитивизм — (от лат. positivus положительный)    одно из наиболее распространенных в России XIX–XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30 40 х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6 томного Курса позитивной философии О.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • позитивизм — а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС 1. Направление в буржуазной философии. объявляющее единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) одно из наиболее распространенных в России XIX XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30 40 х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6 томного Курса позитивной философии О. Конта …   Русская философия: словарь

  • Позитивизм — (франц. positivisme, от лат. positivus положительный)         философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ — – одно из направлений буржуазной юриспруденции, получившее распространение со второй половины 19 в., на словах враждующее против идеалистической метафизической буржуазной философии права, на деле же представляющее собою не что иное, как попытку… …   Советский юридический словарь

  • ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ — (лат. positivus положительный) направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права. Возникновение П.ю. относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения… …   Энциклопедия юриста

  • Список философов России — Содержание 1 Российское Просвещение 2 Славянофилы и Почвенничество 3 Русский символизм …   Википедия

  • Юридический позитивизм — возник во второй половине XIX в. в Западной Европе и России (А. Меркель, Д. Остин, Г. Шершеневич). Основан на философском позитивизме. Пришел на смену теории естественного права, отверг деление права на естественное и положительное. Заявил о себе …   Теория государства и права в схемах и определениях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»