КРУЗИЙ,

КРУЗИЙ,
КРУЗИЙ,
Крузиус (Crusius) Христиан Август (10 января 1715, Леуна – 18 октября 1775, Лейпциг) – немецкий философ, с 1774 – профессор теологии в Лейпциге. Один из самых влиятельных противников лейбнице-вольфовской рационалистической метафизики. Называя ее «иллюзорной систематикой», критиковал за учение о предустановленной гармонии, отождествление каузальных связей действительного мира с логическими, за подмену реальных оснований логическими и т.д. Указал на ошибочность смешения законов достаточного и определяющего основания, поскольку последний относится лишь к аналитически-необходимым связям между понятиями, не допускает возможности случайных вещей и свободных оснований человеческой деятельности, а потому приводит к абсолютному детерминизму и фатализму. В законе достаточного основания различал реальные и идеальные основания: первые относятся к действительным вещам и их причинам; вторые – к основаниям познания и нравственности. Как реальные, так и идеальные основания имеют синтетический характер, т.е. содержат в себе условия и предпосылки порождения или возникновения «нечто другого» и потому не исключают возможности случайных событий в мире, а также свободы в познавательной деятельности и нравственном поведении человека.
    Действительный мир рассматривается Крузием как совокупность вещей или тел, данных нам в пространстве и времени и воспринимаемых посредством чувств. Тем не менее ощущения не дают нам адекватных образов самой субстанции, но являются всего лишь знаками или «характеристиками» ее сущности, которая состоит в недоступной чувствам и непостижимой разумом силе, образующей некоторое активное начало, или деятельное основание всего сущего. Вместе с тем именно в этой имматериальной, непознаваемой и деятельной субстанции Крузий усматривает и основание человеческой души, всех ее способностей – мышления (рассудка и разума) и желания (воли) и их активной деятельности. Причем именно воля как способность к спонтанному действию оказывается не только «основной силой» души, но и наиболее адекватным и полным проявлением сущности самой субстанции, выражением ее внутренней силы и активности (что и дало повод для определения его концепции как «онтологии воли»). Первоисточником этой субстанциальной силы, как и творцом действительного мира и человека, является Бог. Однако в отличие от т.н. естественной теологии в составе вольфианской метафизики Крузий избегает каких-либо рациональных доказательств бытия Бога, придерживаясь в данном случае апофатической традиции.
    В соответствии со своими онтологическими установками в учении о мышлении и рассудке (ноологии) Крузий предложил и новую формулировку их высших законов, согласно которым познавательное применение рассудка определяется не формальной правильностью или непротиворечивостью мышления, а некоторой внутренне присущей ему принудительной силой, необходимой убежденностью или уверенностью самого мыслительного акта. Именно эта изначальная способность рассудка к полаганию позволяет ему утверждать нечто в качестве истинного или отрицать в качестве ложного, и уже затем, в соответствии с законом противоречия, определять способ совместного или раздельного существования субъекта и предиката в составе суждения, утвердительной или отрицательной связи между понятиями или мыслями. Т.о., первым основанием познания оказывается некая полагающая и целенаправленная деятельность мыслящего субъекта, внутренняя волевая активность самого мыслительного акта, которая и определяет возможность достижения истинного и непротиворечивого по форме знания. В силу этого истина оказывается не просто продуктом пассивного сообразования понятий с вещами, данными нам в ощущениях, а результатом активного упорядочивания и комбинирования последних, связующей и продуктивно-производящей деятельности субъекта, направленной на построение непротиворечиво-доказательного и вместе с тем конструктивно осуществимого знания, истинность и объективная значимость которого устанавливается его применением к чувственности и подтверждением в опыте. Тем самым Крузий одним из первых в докантовской философии попытался преодолеть крайности как рационалистического, так и эмпирического подходов к проблеме познания.
    В телематологии, или этическом учении Крузия его идеи о воле и ее свободе получают еще более отчетливое выражение. Различая физикальную и моральную необходимость, он относит первую к законам сущего или того, что есть, а вторую к принципам долга или к тому, что должно быть сообразно нравственному закону. В основе последнего лежит способность воли к свободной самодетерминации желаний и поступков, единственным мотивом которых служит добровольное следование голосу совести, чувству долга и уважения к закону как наиболее адекватному способу выражения свободы, ее признания в качестве всеобщей ценности и утверждения как конечной и безусловной цели, которая уже не может рассматриваться средством для других целей. Вместе с тем в качестве «производящей» причины всякой человеческой деятельности свобода может подчинять своим целям физические причины и необходимые законы вещей и даже использовать их для достижения «реального совершенства», т.е. искомого единства духовного и телесного, добродетели и счастья, долга и склонности и т.д. Крузий признает Бога в качестве источника, а также условия и цели исполнения нравственного закона, однако в то же время подчеркивает самодостаточный и категорический характер морального закона. Конечная цель Божественного творения состоит в самостоятельном развитии человеком своих задатков, способностей к нравственной и познавательной деятельности, к максимально полной реализации или самообнаружению своей свободной сущности. В целом для учения Крузия характерны незавершенность, эклектическое смешение разнородных подходов и мотивов, колебания между рационализмом и эмпиризмом, детерминизмом и волюнтаризмом и т.д. В поздний период творчества, перейдя на теологический факультет, он стремился к примирению философии и религии, истин разума и Откровения. Его критика вольфианского рационализма оказала определенное влияние на формирование критический философии Канта, его теории априорно-синтетических суждений, учения о практическом применении разума, категорическом императиве и т.д.
    Сочинения:
    
Philosophische Hauptwerke, Bd 1–4. Hildesheim, 1964–69;
    Anweisung vernünftig zu leben. Lpz., 1744;
    Entwurf der notwendigen Vernunftwahrheiten. Lpz., 1745;
    Weg zur Gewissheit und Zuverlässigkeit der menschlichen Erkenntnis. Lpz., 1747.
    Литература:
    
Жучков В.А. Конструктивно полагающая природа познания и понятие нравственного закона у Хр. А.Крузия. – Он же. Из истории немецкой философии XVIII в. (Предклассический период). М., 1996, с. 90–113;
    Marquardt А. Kant und Crusius. Kiel, 1885;
    Festner C. Chr. Aug. Crusius als Metaphysiken Waldenburg-Halle, 1892;
    Heimsoerh H. Metaphysik und Kritik bei Chr. Α. Crusius. В., 1926;
    Schmucker J. Die Ursprünge der Ethik Kants in seinen vorkritischen Schriften und Reflexionen. Meisenheim/Glan, 1961; Descartes und Crusius... – «Kant-Studien», 1976, H.3, S. 339–352;
     Benden M. Chr. Α. Crusius. Wille und Verstand als Prinzipien des Handelns. Bonn, 1972.
    В.А.Жучков
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КРУЗИЙ," в других словарях:

  • КРУЗИЙ —     КРУЗИЙ, Крузиус (Crusius) Христиан Август (10 января 1715, Леуна 18 октября 1775, Лейпциг) немецкий философ, с 1774 профессор теологии в Лейпциге. Один из самых влиятельных противников лейбнице вольфовской рационалистической метафизики.… …   Философская энциклопедия

  • КРУЗИЙ Христиан Август — КРУЗИЙ (Крузиус) (Crusius) Христиан Август (10 января 1715, Леуна 18 октября 1775, Лейпциг), немецкий философ, с 1774 профессор теологии в Лейпциге. Критика лейбнице вольфовского рационализма Крузий один из самых влиятельных противников лейбнице… …   Энциклопедический словарь

  • Лимузен —         (Limousin) крупный урановорудный p н Франции, на C. З. Центр. Франц. массива, в p не г. Лимож. Объединяет неск. групп м ний: Лa Крузий (м ния Марньяк, Фане, Лa Крузий и др.), Бессин (м ния Лe Брюжо, Вилар и др.), Жюйак. B p не в 1948… …   Геологическая энциклопедия

  • ИЕРЕМИЯ II — [Транос; греч. ῾Ιερεμίας Τρανός] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария 1596, К поль), патриарх К польский (5 мая 1572 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на …   Православная энциклопедия

  • Жучков, Владимир Александрович — (р. 21.12.1940) спец. в обл. истории нем. филос. XVIII XIX вв.; д р филос. наук. Род. в Москве. Окончил филос. ф т МГУ (1970) и асп. ИФ РАН (1973), где и работает в секторе истории зап. филос. (с 1995 вед. н.с). Канд. дисс. "Гносеологическое …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вьенна Верхняя — (Haute Vienne)         департамент во Франции, на З. Центрального массива, в основном на территории исторических областей Лимузен и Марш. Площадь 5,6 тыс. км2. Население 346 тыс. чел. (1970). Административный центр Лимож. Основа хозяйства мясное… …   Большая советская энциклопедия

  • Лимузен (историч. область во Франции) — Лимузен (Limousin), историчесая область во Франции, в северо западной части Центрального Французского массива. На территории Л. департаменты Крез, Коррез, Верхняя Вьенна. Площадь 17 тыс. км2. Население 740 тыс. человек (1971). Территория Л.… …   Большая советская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Лимузен — I Лимузен (Limousin)         северо западная часть Центрального Французского массива во Франции. Плоскогорье высотой от 300 м на З. почти до 1000 м на В. Сложено преимущественно гранитами и глинистыми сланцами. Поверхность Л. с плосковершинными… …   Большая советская энциклопедия

  • Лимузен — (Limousin) регион во Франции (см. Франция), расположен в северо западной части Центрального Французского массива. В состав региона входят три департамента: Коррез (Correze), Крез (Creuse), Верхняя Вьенна (Haute Vienne). Региональный центр Лимож.… …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»