ИБН ‘АРАБӢ

ИБН ‘АРАБӢ
ИБН ‘АРАБӢ
Мух̣йӣ ад-Дӣн (1165, Мурсия, Андалусия, Арабский халифат, совр. Испания – 1240, Дамаск) – суфийский философ, мистик и поэт. Известен также как «Великий шейх» (аш-Шайхал-акбар). Пиренейский полуостров, где родился Ибн ‘Арабӣ, был в то время своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Окруженный с детства атмосферой мусульманского благочестия и подвижничества, будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. Стал суфием в 1184. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко – о беседах с мистиками прошлого или пророками. О его авторитете в суфийской среде говорит присвоенный ему титул «полюс полюсов», высший среди суфиев. Ибн ‘Арабӣ много путешествовал: сначала по Андалусии и Северной Африке, затем (в 1200) совершил хадж в Мекку, посетил Египет и Малую Азию, а с 1223 жил в Дамаске.
    Ибн ‘Арабӣ был знаком с сочинениями ал-Харраза, ал-Мух̣асибӣ, ал-Х̣алладжа, ал-Исфара’ӣнӣ. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи, а также полемику с идеями ал-Г̣азалӣ. Сохранились свидетельства его контактов с Ибн Рушдом и другими выдающимися мыслителями его времени. Влияние Ибн ‘Арабӣ испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители, но и представители других течений мысли, более всего – ишракизма. Некоторые суфии, прежде всего ас-Симнанӣ (ум. 1336), выступили с альтернативными теориями, названными «единство свидетельствования» (вах̣дат аш-шухӯд) в противовес сложившемуся после Ибн ‘Арабӣ именованию его концепции как «единство существования» (вах̣дат ал-вуджӯд). Резкую критику и неприятие идеи Ибн ‘Арабӣ вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи (1263–1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои тезисы к этому авторитету; в то же время такой известнейший факих, как ас-Суйӯт̣ӣ (15 в.), выступил в защиту Ибн ‘Арабӣ.
    Считается, что перу Ибн ‘Арабӣ принадлежит более 100 трудов. Важнейшими для понимания его философии являются «Мекканские откровения» и «Геммы мудрости». Его поэзия представлена сборником «Тарджуман ал-ашвак̣» («Изложение страсти»). Известность Ибн ‘Арабӣстала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов – двухтомный «Тафсӣр ал-к̣ур’ан» («Толкование Корана»), «Шаджарат ал-кавн» («Древо бытия»), «Калимат ал-лах» («Божье слово»), «ал-Х̣икма ал-’илахиййа» («Божья премудрость»).
    Литература:
    
Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993;
    Он же. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма. – В кн.: Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993, с. 156–75;
    Corbin H. L’imagination créatrice dans le soufisme d’Ibn Arabi. P., 1958;
    Landau R. The Philosophy of Ibn Arabi. N.Y., 1959;
    Deladriere R. La profession de foi d’Ibn Arabi. 1975;
    Diyab A.N. The Dimensions of Man in Ibn Arabi’s Philosophy. Cambr., 1981;
    Chittick W.C. The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-‘Arabi’s Metaphysics of Imagination. Albany, 1989.
    также лит. к ст. Суфизм>.
    А.В.Смирнов
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ИБН ‘АРАБӢ" в других словарях:

  • Исфандиар ибн Араб Мухаммед — Исфандиар, Исфендиар, ибн Араб Мухаммед, хивинский хан (правил в 1623‒42). Пришёл к власти после ожесточённой борьбы с братьями. Пытался присоединить к Хивинскому ханству Южный Туркменистан, но в 1628 был разбит сефевидскими войсками. В 30 ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Ибн — (араб. ابن‎‎  ибну) арабское слово (соответствующее древнееврейскому бен),  входит в состав насаба (патронимического имени), означает сын. Используется для обозначения отчества. Пример: Ахмед ибн Мохаммед = Ахмед, сын Мохаммеда.… …   Википедия

  • ибн — (араб.  сын), в собственном имени ставится перед именем отца (образуя «отчество») у народов, пользующихся арабским языком (например, Ахмед ибн Абдуллах  Ахмед, сын Абдуллаха). * * * ИБН ИБН (араб. сын), в собственном имени ставится перед именем… …   Энциклопедический словарь

  • ИБН — (араб. сын) в собственном имени ставится перед именем отца (образуя отчество ) у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн Абдуллах Ахмед, сын Абдуллаха) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИБН — ЕБН или ИБН (араб. сын). Ставится перед именем отца, напр., Абдаллах ебн Зобеир, значит Абдаллах сын Зобеира. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИБН арабское слово; ставится перед именем отца для… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ибн Кайим Джаузия — (араб. ابن قيم جوزية‎‎) Рождение: 1292(1292), Дамаск Смерть: 1350, Дамаск Школа, течение: ханбалитский мазхаб …   Википедия

  • Ибн Таймия — (араб. ابن تيمية‎‎, полностью أبو عباس تقي الدين أحمد بن عبد السلام بن عبد الله ابن تيمية الحراني‎  Абу Аббас Таки ад Дин Ахмад бин Абд ас Салам бин Абдулла ибн Таймия аль Харрани) (1263 1328)  исламский правовед ханбалитского мазхаба,… …   Википедия

  • ИБН АРАБИ — [Ибн аль Араби; араб. ; полное имя Мухйи ад Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али аль Хатими ат Таи] (28.07. 1165, Мурсия, Испания 10.11.1240, Дамаск), арабо мусульм. мыслитель, поэт, мистик, «Великий шейх суфизма». Создатель учения о единстве и… …   Православная энциклопедия

  • ИБН БУТЛАН — [араб. ] Абу ль Хасан аль Мухтар ибн Абдун (ок. 1001, Багдад 09.1066, окрестности Антиохии (ныне Антакья, Турция)), арабо христ. ученый, несторианин. Получил богословско философское и медицинское образование в багдадском предместье Карх, в т. ч.… …   Православная энциклопедия

  • ИБН ХАЛЬДУН — Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»