«ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»

«ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»
«ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»
(Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841) — книга А.Шопенгауэра, в которой он объединил конкурсные трактаты «О свободе воли» (1837) и «Об основе морали» (1839), посвященные метафизическому и эмпирическому обоснованию нравственности.
    В 1-м трактате, опираясь на протестантскую теологию М.Лютера и детерминизм Т.Гоббса, Дж. Пристли, Б.Спинозы, Шопенгауэр доказывает иллюзорность свободы воли. Интеллект позволяет человеку подняться на высшую ступень причинности — мотивацию, обусловливающую его действия не механическим толчком, органической раздражимостью или наглядными представлениями, а понятиями, способными сохранять прошлое и предвосхищать будущее. Развитие интеллекта расширяет круг понятий и, следовательно, мотивов, но не влияет на их выбор. Поведение предопределено «эмпирическим характером» человека. Это заимствованное у И.Канта понятие относится и к этосу, и к природе, т.к. оно обозначает сплав добродетелей и пороков, врожденный (наследуемый от отца), неизменный и рационально не объяснимый. Проблема свободы перенесена Шопенгауэром из плоскости действия в плоскость бытия, воли как вещи в себе, где она теряет ясные очертания. Человек отвечает не за действия, а за эмпирический характер, но при этом не выбирает его и не может изменить. Последнее определяющее основание действия не во власти человека. Отрицая свободу воли как способность к творческому преобразованию, Шопенгауэр делает шаг назад в сравнении с пониманием морали немецкой классической философией. Мораль как продукт культуры (намеренного приобретения) объявляется притворством, а вся сфера должного растворяется в сущем. Во 2-й работе Шопенгауэр ограничивает мораль не только сферой сущего, но и отношением одного человека к другому (живому существу вообще), совершенно исключив из нее отношение к самому себе. Основу морали он призывает искать не в априорных принципах разума, а в человеческой природе. Такой основой служит не кантовский категорический императив> искусственная, безжизненная конструкция, а эмпирически фиксируемое побуждение.
    Отклоняя долг (уважение к закону), совесть, чувство достоинства как побуждения, не свободные от своекорыстия, Шопенгауэр считает единственно чистым моральным мотивом сострадание — участие в чужом страдании и готовность способствовать его устранению. Онтологическим основанием сострадания выступает сущностное единство всего живого, восходящее к единству мировой воли, которое распадается на множество отдельных воль лишь в представлении (подобно индуистской майе). Мораль в целом свидетельствует об иллюзорности этого множества. Из сострадания как ее основы вырастают две кардинальные добродетели: справедливость, которая выражается принципом «neminem laede» («никому не вреди») и запрещает использовать чужие страдания как средства достижения собственного блага, т.е. насилие и обман; и человеколюбие с его принципом «omnes, quantum potes, juva» («все, что можешь, поддерживай»), предписывающее активное содействие чужому благу. Все остальные добродетели выводятся из этих двух. В человеческой природе им противостоят антиморальные силы: справедливости — животный эгоизм как безоглядное влечение к собственному благу, человеколюбию — дьявольская злоба, стремящаяся к чужим страданиям как к самоцели. Преобладание моральных или антиморальных сил обусловливает этическую разницу характеров: сострадательного, эгоистического и злобного.
    Идеи «Двух основных проблем этики» оказали влияние на ницшеанскую, фрейдистскую и др. концепции морали.
    
    Литература:
    
    
Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992;
    Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты.— «ВФ», 1988, №2;
    Pisa К. Schopenhauer: Kronzeuge einer unheiligen Welt. Wien.— В., 1977.
    А.П.Скрипник
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "«ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»" в других словарях:

  • “ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ” —     “ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ” (Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841) книга А. Шопенгауэра, в которой он объединил конкурсные трактаты “О свободе воли” (1837) и “Об основе морали” (1839), посвященные метафизическому и эмпирическому… …   Философская энциклопедия

  • ШОПЕНГАУЭР — (Schopenhauer) Артур (1788 1860) нем. философ, яркий представитель постклассической философии 19 в. Основные соч.: «О четверояком корне закона достаточного основания», «О свободе человеческой воли», «Афоризмы житейской мудрости», «Об обосновании… …   Философская энциклопедия

  • История этики — История этики  история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон …   Википедия

  • Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИСТИНА И МЕТОД. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ — ’ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики’ произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведения, психоанализа …   История Философии: Энциклопедия

  • Шопенгауэр Артур — Против Гегеля, «убийцы истины»     «После Канта, вернувшего уважение к философии, она вновь пала до роли служанки чужих интересов, государственных сверху и частных снизу», так решительно осудил Шопенгауэр Гегеля и всех тех «крикунов», для которых …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ИСТИНА И МЕТОД. Основные черты философской герменевтики — произведение Гадамера (1960), находившееся в центре бурных дискуссий на протяжении нескольких десятилетий и повлиявшее на становление современного немецкого литературоведения, психоанализа и неомарксизма, а также на теоретизации в области… …   История Философии: Энциклопедия

  • Шопенгауэр, Артур — Артур Шопенгауэр Arthur Schopenhauer Дата рождения …   Википедия

  • Шопенгауер — Артур Шопенгауэр Arthur Schopenhauer Философ иррационалист Дата рождения: 22 февраля 1788 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»